Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. На лодках стоял «скрывающийся» зенитный автомат, то есть убираемый в специальную прочную шахту при помощи электропривода с червячными винтами. Крышка шахты закрывалась гидравлическим приводом. Цикл подъема/спуска орудия занимал 60 с. Подача снарядов — ручная. Наши моряки отметили, что в целом обслуживание пушки по сравнению с лодками отечественной постройки несколько проще, так как перед погружением не требовалось обеспечивать герметизацию канала ствола орудия и демонтировать оптические прицелы. 40-мм автоматические орудия «Бофорс» были положительно оценены советскими специалистами, в связи с чем по предложению наркомата ВМФ в 1941 г. предлагалось закупить в Швеции 10 000 снарядов к этим пушкам, в дополнение к тем 500, которые нашлись в запасах эстонского флота. Сама 40-мм автоматическая артустанов-ка имела следующие ТТХ: длина ствола — 36 клб; максимальный угол возвышения — 90°; начальная скорость снаряда — 700 м/с; горизонтальная дальность стрельбы — 8000 м; потолок — 4000 м; скорострельность — 120 выстр./мин; масса снаряда — 0,9 кг, патрона — 2 кг; боекомплект — 500 патронов (20 в кранцах первых выстрелов). Проблемы с эксплуатацией из-за отсутствия запасных частей и принадлежностей возникли на «Лембите» в 1944 г.: после обнаружения трещины в стволе пришлось подбирать подходящий из числа трофеев, захваченных в боях с финнами на Карельском перешейке. При восстановлении субмарины в качестве корабля-музея на ней появилась отечественная 45-мм артустановка 21-КМ. Характеристики подлодочных мин
Мины, состоявшие на вооружении эстонских подводных заградителей: ЕМА с якорем конструкции фирмы Виккерс (вверху); БГЛ (из коллекции Центрального военно-морского музея) Тактико-технические характеристики торпед
«Морская коллекция» № 10'2008 15 Продольный разрез подводной лодки типа 3-й серии: 1 — привод горизонтальных рулей; 2 — привод вертикального руля; 3 — главный гребной электродвигатель; 4 — электродвигатель экономического хода; 5 — главный дизель-мотор; 6 — глушитель; 7 — 102-мм орудия; 8 — командирский перископ; 9 — зенитный перископ; 10 — ходовой мостик; 11 — прочная рубка; 12 — центральный пост; 13 — торпедопогрузочный люк; 14 — запасные торпеды; 15 — торпедные аппараты; 16 — якорь; 17 — первая и вторая группы аккумуляторной батареи; 18 — шахты перископов; 19 — артиллерийский погреб; 20 — топливные цистерны |