Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

Последним достойным упоминания эпизодом, связанным с этим периодом, являлась попытка немцев закупить эти подлодки для своего флота. 22 ноября 1939 г. отдел строительства подлодок немецкого Штаба руководства войной на море выступил с инициативой о приобретении эстонских подлодок с целью использования их в качестве учебных кораблей. Строительство подводных сил Кригсмарине разворачивалось, в связи с чем требуемая численность учебных субмарин к весне 1940 г. оценивалась в 35 единиц. Отдел докладывал, что этого вряд ли удастся достигнуть без закупок за границей. В тот же день главком Кригсмарине гросс-адмирал Э. Ре-дер поручил военно-морскому атташе в Эстонии провести предварительные переговоры о закупке, упирая на тот факт, что

18

«Морская коллекция» № 10'2008

теперь о безопасности республики заботится СССР, и собственные вооруженные силы эстонцам не нужны. Эстонское руководство отнеслось к этой идее прохладно, аргументируя свою позицию тем, что продажа подлодок может быть негативно воспринята населением, которое собрало часть средств по общественной подписке. Но в большей степени опасаясь неодобрения Кремля, который мог расценить это как нарушение договорных обязательств. Бесплодные переговоры с различными вариантами достижения компромисса продолжались вплоть до июня 1940 г., когда правительство республики ушло в отставку в результате советского ультиматума.

13 августа 1940 г. нарком Военно-Морского Флота Н.Г. Кузнецов отдал приказ №00208 (имевший в то время гриф «совершенно секретно»), согласно которому в состав Краснознаменного Балтийского флота включались корабли и суда флотов бывших прибалтийских республик. Подводные лодки «Калев» и «Лембит» числились в этом документе вторым пунктом, что лишний раз подчеркивало тот факт, что они стали одним из наиболее ценных приобретений нашего ВМФ. 19-го числа на лодках подняли советские флаги. Но получить корабли — это только полдела, требовалось обеспечить их боевое применение и повседневную эксплуатацию, а в первую очередь — сформировать для них экипажи.

24 августа Н.Г. Кузнецов обратился к председателю СНК В.М. Молотову с просьбой до выхода постановления о службе граждан Эстонской и Латвийской ССР в Красной Армии и Военно-Морском фло-

те использовать «отдельных специалистов младшего начальствующего и рядового состава на подводных лодках с немедленной заменой остального состава подлодок нашими младшими командирами и краснофлотцами». В конечном итоге, массовое сохранение на кораблях военнослужащих эстонского флота запретили, но разрешили оставлять лиц младшего начсостава «в порядке исключения». Впрочем, в связи с нехваткой специалистов и желанием ввести корабли в строй как можно скорее, этот «порядок» практиковался довольно широко. В дальнейшем бывшие эстонские офицеры и старшины довольно активно привлекались к работе советской комиссии по изучению кораблей и иностранного опыта боевой подготовки. Особенно активно в этом принимали участие командиры «Калева» А.-Р.Г. Понтак и В.-Г. Пууранд.


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz