Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

Увы, судьба эстонских офицеров оказалась печальной. На второй день Великой Отечественной войны Понтак был арестован по обвинению в сотрудничестве с англичанами и 2 июля приговорен к расстрелу (приведен в исполнение двумя днями позднее). Его участь разделил и командир «Лембита» Ф.-А. Шмидехельм, которого арестовали в июле 1941-го и расстреляли в мае следующего года. Все офицеры этой лодки — старпом Р.-Й. Кокк, В.-Ю. Якобсон и Г.-Й. Э. Кадайас — получили различные сроки тюремного заключения с последующим направлением в исправительно-трудовые лагеря. Пууранд в 1941 г. перебежал к немцам, а к 1944 г. сумел перебраться в США. Судьбу остальных офицеров выяснить не удалось.

Тем временем велась ускоренная работа по формированию советских экипажей. Приказом наркома ВМФ по личному составу №03268 от 3 октября командиром «Калева» был назначен старший лейтенант (с 30 ноября — капитан-лейтенант) Борис Алексеевич Ныров. Он родился в 1911 г. в Ленинграде, и к моменту призыва в армию в 1933 г. успел окончить два курса кораблестроительного института. Как человек с незаконченным высшим образованием, он был направлен на курсы ускоренной подготовки комсостава в Кронштадте, по окончании которых в марте 1936 г. стал штурманом субмарины «М-71». Отличные знания и ответственное отношение к службе обеспечили ему быстрое продвижение по служебной лестнице. Уже спустя полгода он стал штурманом дивизиона «малюток», а в феврале 1938 г., даже без окончания командирского класса Учебного отряда, — командиром «М-71». Через несколько месяцев его перевели на «М-91», а в декабре того же года забрали служить в штаб КБФ. Там он находился до октября 1939 г., когда перешел на должность помощника начальника штаба 2-й бригады подлодок («щуки»), базировавшейся в Таллине.

Постепенно шаг за шагом под руководством мичманов-эстонцев моряки изучали подлодку, составляли на нее комплект рабочих чертежей, выясняли истинные тактико-технические характеристики как отдельных систем, так и корабля в целом. Затем дошла очередь и до организации службы. В советском флоте она базировалась на системе корабельных расписаний на все случаи жизни (всего около 20 расписаний),

«Калев» в море

«Морская коллекция» № 10'2008

19

Командир «Калева» капитан-лейтенант Б.А. Ныров

главным из которых являлось расписание по боевой тревоге. К концу зимы 1941-го эта работа в основном была закончена, и тогда наступил черед московских комиссий, которые теперь тоже хотели ознакомиться с уровнем зарубежной техники.


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz