Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. К счастью для противника, вскоре к месту событий прибыли финские водолей и буксир. На ночь судно было посажено на мель на рейде Люм, а на следующий день его дотащили до Турку, где оно прошло аварийное докование, после чего убыло для окончательного ремонта в Германию. Интересно отметить, что, в связи с организацией спасательных работ, командир эскорта был вынужден проигнорировать приказ «начальника тральных соединений «Ост»» контр-адмирала Бёмера, который предписывал сторожевикам вести поиск подлодки до прохода обратного конвоя из Утё утром 15 сентября. Если бы немецкие корабли остались в районе атаки и на ночное время, неизвестно, как могла сложиться судьба «Лембита», а так в 22.28, спустя 10 часов после взры- ва, подлодка всплыла и ушла с позиции. О том, насколько она была боеспособна в этот момент, можно судить по тому, что, вдохнув свежий морской воздух, большая часть экипажа впала в обморочное состояние. К утру 2-ю аккумуляторную яму осушили и промыли, центральный пост очистили от обломков, восстановили радиоприемную аппаратуру, которая теперь соединялась с антенной через рубочный люк (антенный ввод был перебит взрывом). Что не удалось сделать, так это ввести в строй передатчик, поэтому подлодка «онемела» до конца похода. Не выявив новых отказов и неисправностей, в ночь на 16-е Матиясевич приказал начать форсирование залива в обратном направлении. Оно осуществлялось вполне успешно, пока в ночь на 18-е подлодка, заряжавшая в тот момент батарею северо-западнее острова Вайндло, не была внезапно атакована группой финских сторожевых катеров. Пока отстыковывали временную антенну, ограждение рубки и надстройку дважды прошили снаряды автоматической пушки, но ни они, ни сброшенные позже глубинные бомбы новых повреждений лодке не нанесли. «Лембит» продолжил путь на восток и в тот же день срорсиро-вал Гогландский противолодочный рубеж через северный Гогландский проход. При этом лодка выскочила на каменистую банку Преображения с глубинами 8 — 10 м, однако спустя час, буквально ползя на брюхе, смогла выйти на глубокую воду. В 13.30 19 сентября субмарина была встречена катерами в 6,5 мили южнее острова Соммерс. Перед этим она 36 часов шла в подводном положении, практически не используя средств регенерации воздуха. Учитывая, что за время похода «Лембит» форсировал 38 линий мин, пробыл в море 29 суток (общая продолжительность похода 36 суток), заметно превысив расчетную автономность и не имея хорошо подготов- |