Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. После похода субмарину отправили доковаться в Кронштадт, но не для того, чтобы устранить все замеченные неисправности, а лишь для снятия противоминного устройства. Неисправности тоже устранялись, но, как показала практика, не настолько надежно, чтобы исключить их повторное возникновение. Впрочем, расскажем обо всем по порядку. 27 ноября «Лембит» покинул Хельсинки и на следующий вечер начал движение на позицию в южную часть моря, на этот раз к северо-западной оконечности Зем-ландского полуострова мысу Брюстерорт. На предшествующих походу партсобраниях экипаж поклялся добиться себе гвардейского звания. По расчетам, для этого требовалось потопить еще три транспорта. В принципе, возможность к тому имелась — лодка направлялась на коммуникацию между портами Данцигской бухты и Либа-вой, являвшейся главным пунктом снабже- ния прижатой к морю Курляндской группировки. Традиционно первой по плану шла минная постановка. На этот раз Матиясе-вич в течение полутора суток наблюдал за районом и точно вскрыл начертание фарватера, после чего выставил банками все свои 20 «гостинцев». Уже на следующий день у северной кромки заминированного района наблюдалась яхта на якоре, которая, по предположению командира, служила вехой на измененном фарватере, а 6 и 7 декабря в направлении постановки фиксировались глухие взрывы. В штабе эти факты приняли за признак успеха, но ведь яхта-веха явно указывала на то, что немецкие суда стали ходить мимо фарватера, а взрывы мин могли происходить и при их расстреле тральщиками! Фактически, все так и обстояло: 4 декабря немецкий тральщик «М 460» по всплывшим минам обнаружил заграждение, и прилегающую акваторию закрыли для плавания. До конца месяца немецкие корабли вытралили на заграждении «Лембита» 17 мин, которые точно опознали как британские якорные, используемые для постановки с подлодок. А чего иного следовало ожидать от обычных якорных мин без каких-либо противотральных приспособлений? Тем временем на подлодке возникли первые проблемы. Еще 3 декабря вышел из строя один из компрессоров ВВД. Коллектор и глушитель правого дизеля прогорели окончательно, и внутрь подлодки стала поступать вода. Она грозила залить дизель, и лишь самоотверженным трудом моряков удалось смонтировать импровизированную систему, которая через шланги отводила воду в трюм. Оттуда ее пытались откачивать помпой «Рато», но это удавалось только при создании дифферента на нос и воздушного противодавления. Последним приемом Матиясевич решил не пользоваться, опасаясь появления на поверхности пузырькового следа. Поскольку помпу из соображений скрытности запускали только периодически, в |