Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Матиясевич служил на «Лембите» до конца марта 1946 г. Впоследствии он командовал еще несколькими подлодками, дивизионом строящихся кораблей, находился на преподавательской работе в УОПП. Его карьера явно не пошла в гору, и в ноябре 1955 г. он уволился в запас в звании капитана 1 ранга. Одна из причин этого кроется в том, что непосредственные начальники недолюбливали Матиясевича за неуживчивый характер. В своих донесениях он прозрачно намекал на то, что подлодки не добивались успехов во многом по вине командиров, не обеспечивавших в должной степени выполнения задач, в частности, не уделявших внимания своевременности и качеству ремонтных работ. Начальники же, в свою очередь, мстили Алексею Михайловичу тем, что обходили его с наградами и оценками. Со временем это породило у него определенную ревность к «героям», особенно тем, кто получил свои Золотые Звезды в конце войны, когда награды раздавались массово. В 1985 г. ветеранские организации выходили с ходатайством повторно рассмотреть представление на присвоение Матиясевичу звания Героя Советского Союза, но оно было отклонено. Повторное ходатайство дало свой результат, и 24 декабря 1995 г. ему присвоили звание Героя Российской Федерации. Увы, Алексей Михайлович не дожил 11 месяцев до этого момента. Несмотря на то, что успехи «Лембита» оказались сильно преувеличены, по сравнению с реалиями*, его командир, несомненно, являлся одним из наиболее грамотных и мужественных командиров-подводников советского ВМФ в период войны. После войны «Лембитом» последовательно командовали Ю.С. Русин (до июня 1950 г.), А.Н. Кирток и Ю.А. Крылов. Все трое впоследствии дослужились до адмиральских званий. Еще в январе 1946 г. субмарина стала учебной и перешла в распоряжение УОПП. С 9 июня 1949 г. ее наименование сменилось на «С-85». Корабль находился в активной эксплуатации вплоть до конца 1952 г., а 10 июня 1955 г. был переформирован в учебно-тренировочную станцию (с 30.1.1956 наименование сменилось на «СТЖ-24», с 27.12.1956 — на «УТС-29»). 3 августа 1957 г. подлодку передали горь-ковскому заводу «Красное Сормово» для использования в качестве УТС, после чего о ней на некоторое время забыли. Вспомнили о старой субмарине в год 30-летия Победы. Благодаря публикациям в газетах «Вечерний Таллин» и «Молодежь Эстонии», возникла общественная инициатива о возвращении подлодки в Таллин в качестве корабля-музея. Это предложение поддержал адмирал ОА. Смирнов, в прошлом флотский офицер-политработник. Именно он добился того, чтобы в сентябре 1979 г. состоялось решение о передаче «Лембита» музею Балтийского флота в качестве филиала. Корабль отбуксировали в Таллин и 5 мая 1985 г., после восстановительного ремонта, поставили в Пири- |