Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. В последующие дни «Лембит» продолжал оставаться в этом районе, но из-за туманной погоды не мог выйти в атаку, хотя проход кораблей и фиксировался. 4 апре- ля произошла следующая серьезная авария: из-за износа золотника машинки вертикального руля началась утечка гидравлики и падение давления в гидравлической системе. Снова, как и в предыдущем походе, начала постоянно включаться помпа, сильно демаскировавшая лодку своим шумом. После этого Матиясевич ушел в северную часть позиции, а затем даже за кромку ее северной границы, где оказался на пути движения конвоев между Сви-немюнде и Либавой. С 6-го числа происходили события, которые при отсутствии документов противоборствующей стороны (все они были уничтожены при капитуляции) объяснить весьма затруднительно. По данным Матиясевича, лодка ежедневно обнаруживалась надводными и воздушными дозорами противника, после чего подвергалась многочасовым преследованиям. Сомнительно, что это было так, поскольку к тому времени немцы уже не имели ни сил, ни средств для такого длительного и широкомасштабного поиска подводной лодки вдали от своих баз. Весьма вероятно, что на корабле слышали взрывы авиабомб, сброшенных советскими самолетами при атаках на вражеские конвои, но, судя по времени событий, далеко не все «преследования» можно объяснить действиями нашей авиации. Тем временем экипаж «дожимала» собственная техника. 7 апреля снова, как и в предыдущем походе, вышел из строя один из компрессоров ВВД, а 10-го прогорел коллектор левого дизеля. На следующий день прогорел глушитель, и вода полилась в цилиндры дизеля. Это произошло уже в тот момент, когда, отчаявшись устранить повреждения, Матиясевич отдал приказ о возвращении в базу — снова на несколько суток раньше положенного срока. В свое оправдание он писал: «Третий поход подряд ПЛ имела мелкие и крупные поломки с выходом из строя разных и одних и тех же механизмов — это говорит о том, что производить ремонт, как это имело место до сих пор, как-нибудь «на поход», не имеет смысла и может привести к серьезным последствиям вплоть до гибели лодки». И снова командование оценило действия командира на «удовлетворительно» с натяжкой, но все-таки наградило его орденом Красного Знамени. Вновь к боевым походам корабль был готов в июне, но война к тому времени закончилась. Между 13 июня и 8 июля лодка несла дозор в районе острова Борнхольм, а 22 июля — в День ВМФ — принимала участие в морском параде в Таллине. Затем субмарина присоединилась к своему дивизиону, который теперь базировался на Либаву. |