Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Для регулирования напряжения тока, идущего на судовое освещение, а также для вспомогательных электромеханизмов при- Подводная лодка типа (3-й серии). Проекция «корпус» менялся вольтопонижающий агрегат «бустер», поддерживающий постоянное напряжение независимо от напряжения аккумуляторной батареи. Котсечным распределительным станциям подавался сжатый воздух трех уровней давления: высокого — непосредственно от воздухохранителей; среднего — получаемого от высокого после редуцирования и низкого — от компрессоров низкого давления. От отсечных распределительных станций воздух направлялся к местным потребителям. Управление рулями, подъемными устройствами перископов — гидравлическое. Для удаления из лодки накопившегося мусора служили специальные эжекторы. Значительная часть трубопроводов (осушительный, дифферентовочный, вентиляции балластных цистерн, замещения топлива и др.) выполнялась из стали. При восстановительном ремонте большинство приборов и механизмов остались оригинальными. По воспоминаниям Г.Н.Хо-лостякова, их зарисовывали, демонтировали, чистили, восстанавливали и затем возвращали на прежнее место. Изменения фактически коснулись только вооружения: британские 102-мм орудия заменили на 75-мм пушки Кане, такие же, как на подлодках типа «Барс». Торпедные аппараты были переоборудованы для стрельбы советскими торпедами типа 53-27. Средства радиосвязи и навигации, аккумуляторную батарею, а позднее и дизели также заменили на отечественные. Между орудиями в средней части мостика оборудовали закрытую ходовую рубку, что, несомненно, ухудшило и без того посредственную остойчивость. В целом монтаж отечественного оборудования вызвал перегрузку примерно в 50 т. Хотелось бы сказать несколько слов и о влиянии, которое оказало исследование «1.-55» на наше подводное кораблестроение. В заключении комиссии по ее изучению отмечалось: «Восстановление имеет огромное значение для конструирования наших лодок. Проектирование судов 4 «Морская коллекция» № 10'2008 второй очереди (имеются в виду подлодки II серии типа «ленинец» — Прим. авт.) необходимо задержать до полного изучения деталей». Солидарен с этим мнением оказался и начальник Техупра НИ. Влась-ев: «Проектирование подлодок 2-й очереди больших и малых считаю совершенно необходимым поставить в зависимость от изучения «L-55», почему с закладкой подлодок 2-й очереди надлежит повременить и отнести таковую на весну 1929 г.». |