Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Изучение «L-55» помогло справиться с частью проблем на лодках типа «Д». Как сообщал начальник Технического управления А.К. Сивков начальнику УМС РККА РА Муклевичу 23 августа 1930 г.: «Расчет инженеров Балтийского завода дал для английской подлодки «L-55» при одновременном заполнении всех систерн минус тридцать сантиметров остойчивости. Ясно — наш способ расчета неверен». Из технических решений, примененных в британской лодке, привлекли внимание и были использованы при последующем конструировании следующие: 1. Форма и конструкция корпуса. Субмарины II и III серий получили прямые форштевни, полуторакорпусную конструкцию (у III серии — масштабно уменьшенная копия, у II серии — сочетание конструкции и обводов с I серией). Впоследствии от такой формы обводов отказались. 2. Конструкция аккумуляторных ям — негерметичная, с общеямовой вентиляцией. В конструкции «ленинцев» постоянный настил над аккумуляторными ямами заменили на съемные деревянные щиты, покрытые резиновыми коврами. За счет этого удалось увеличить высоту жилых помещений и улучшить условия обитания подводников. Тем не менее, после ряда аварий и катастроф на подлодках II серии, связанных с эксплуатацией батарей, систему вентиляции переделали. Дело в том, что батареи отечественного производства выделяли значительно больше водорода, и простая английская система вентиляции для них не годилась. 3. Установка отдельных электродвигателей экономического хода с зубчатой передачей на гребной вал. 4. Использование в сети питания вспомогательных механизмов и освещения бустеров — электроагрегатов, повышавших напряжение в корабельной сети при понижении заряда батареи и понижавших его в конце зарядки. 5. Широкое использование менее дефицитного черного металла как для труб торпедных аппаратов, так и для трубопроводов водяной и воздушной систем. После применения стали для изготовления арматуры воздушной системы на подлодках III и V серий от нее отказались, поскольку живучесть медной оказалась значительно выше. Впоследствии вся стальная арматура была заменена. 6. Для борьбы с дымностью и искрением дизелей, демаскирующими корабль, на «Ленинце» применили английскую систему охлаждения выхлопных газов — впрыскивание воды в газоотвод, выведенный в кормовой бурун. Впрочем, система оказалась малоэффективной, и от нее вскоре отказались. На торпедах «L-55» стояли приборы, которые обеспечивали их движение по кругу. Поскольку Остехбюро еще в 1920-е гг. вело работы по созданию маневрирующих торпед, у отечественных конструкторов возникло ощущение того, что они движутся в верном направлении. |