Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. 9 сентября «Грозящий» прибыл в Ораниенбаум для обстрела сухопутных позиций врага и выпустил 86 130-мм снарядов. В течение двух последующих дней участвовал в минных постановках — выставил в районе Лужской губы 54 мины и 90 минных защитников. Во время одного из этих выходов эсминец ночью опасно приблизился к Кургальскому рифу, потерял параваны и зацепил винтами за камни. Лопасти обоих винтов и перо руля погнулись, в румпельном отделении началась течь, корма корабля стала сильно вибрировать. Тем не менее «Грозящий» выполнил боевую задачу. По возвращении в Кронштадт 18 сентября эсминец поставили в док «Памяти трех эсминцев» на ремонт. Начиная с 21 сентября в течение нескольких дней Кронштадт подвергался массированным налетам гитлеровской авиации. Последствия были трагическими. Погибли линкор «Марат», лидер «Минск», эсминец «Стерегущий», сторо- «Стерегущий» после опрокидывания. (Фото из коллекции С.Бережного) «Морская коллекция» № 2'96 21 жевой корабль «Вихрь», подводная лодка М-74, многие корабли получили повреждения. Серьезно пострадал и «Грозящий». Сначала его поразила бомба, разорвавшаяся на верхней палубе в районе 187—191-го шпангоутов. Наследующий день, 22 сентября, в доке в 5 метрах за кормой эсминца, взорвалась вторая бомба, а 23 сентября примерно в том же месте — третья. Наиболее тяжелые последствия вызвал последний, третий взрыв. Осколки пробили днищевые топливные цистерны «Грозящего», в которых (в нарушение правил докования) оставалось 200 т мазута. Вытекшее топливо загорелось, и вскоре пожар охватил всю кормовую часть эсминца. Последовал еще один взрыв — это огонь добрался до топливной цистерны, расположенной под помещением лазарета. Горящий мазут растекся по отсекам, затрудняя борьбу с пожаром. Тогда командир корабля капитан 3 ранга К.К.Черемхин принял решение заполнить осушенный док водой. Это помогло. Вода сбила огонь, после чего док вновь осушили. Но на этом испытания, выпавшие на долю эсминца, не окончились. 29 сентября по нему неожиданно открыла огонь немецкая дальнобойная батарея. Три снаряда попали в стену дока, осыпав корабль градом осколков и камней. «Грозящий» пришлось срочно отбуксировать в более безопасное место — к стенке Морского завода. Повреждения корабля оказались серьезными. В верхней палубе зияла дыра размером 2—3 м от прямого попадания авиабомбы. Корпус был буквально изрешечен осколками: лишь в подводной части насчитали около 200 пробоин. Кормовая часть сильно разрушена, перо руля оторвало, только что установленный гребной винт вновь приведен в негодность. Сильно пострадало кормовое 130-мм орудие № 4, а у орудия № 3 попаданием осколка в дульный срез был поврежден лейнер. Вышли из строя оба бомбомета, дымоаппаратура, штурманские приборы, различные механизмы, трубопроводы, средства связи. Потери экипажа составили 32 человека: 7 моряков были убиты, 20 ранены и 5 отравились пороховыми газами и дымом. |