Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Таким образом, головным кораблем проекта 7 на Дальнем Востоке стал «Рьяный» — единственный, вступивший в строй в 1939 году. Всего к 22 июня 1941 года в составе ТОФ числилось всего 5 «семерок» вместо предполагавшихся 13. Правда, большую часть эсминцев удалось достроить до конца года, а в 1942-м — последние два. Учитывая, что поставки из центра к тому времени почти полностью прекратились, кораблестроителям приходилось проявлять чудеса изобретательности. Так, для вооружения «Резкого» торпедные аппараты позаимствовали в кабинетах военно-морского училища и учебного отряда ТОФ, где те использовались в качестве учебных пособий. «Ревностный» покинул Владивосток в составе ЗОН-18, но 18 июля 1942 года в Татарском проливе, пытаясь обогнать пароход «Терней», столкнулся с ним. Обошлось без жертв, но повреждения эсминца оказались тяжелыми. Носовая часть корпуса по длине примерно 10 м была свернута на 15° вправо. Когда «Ревностный» отбуксировали в Советскую гавань и поставили в плавучий док, то решили вовсе отрезать искореженный нос и изготовить его заново. На эту ра- боту отводилось всего 10 суток. Чтобы уложиться в такой срок, новую носовую оконечность решено было изготавливать из трех продольных секций. Часть корпуса ниже ватерлинии собиралась на килевой дорожке, а две верхние секции — на стапель-палубе дока и на берегу. Затем все три секции приклепали к неповрежденной части корпуса. Действительно, на 10-й день после аварии «Ревностный» вышел из дока. Однако догнать ЗОН-18 ему уже было нереально, и эсминец остался на Тихом океане. В августе 1945 года в боевых действиях против Японии «семерки» активного участия не принимали. Они охраняли внутренние коммуникации, сопровождали транспорты, обеспечивали доставку подкреплений десанту в Маоку (ныне Холмск) на Сахалине. Боевых повреждений и потерь эсминцы не имели. Во время войны с Японией «Рьяным» командовал капитан-лейтенант И.Г.Филимонов, «Резвым» — капитан 3 ранга С.М.Лобов, «Разящим» — капитан 3 ранга Э.Г.Курас, «Рекордным» — капитан-лейтенант М.И.Осипов, «Резким» — капитан 3 ранга Г.П.Селиверстов, «Расторопным» — капитан-лейтенант Л.С.Лавровский, «Ретивым» — капитан 3 ранга В.В.Соловьев, «Решительным» — капитан 3 ранга Б.Н.Ламм, «Ревностным» — капи- |