Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. тан 3 ранга В.К.Никифоров, «Редким» -капитан 3 ранга Г.С.Перетятко. ПОСЛЕВОЕННАЯ СЛУЖБА После окончания Великой Отечественной войны «семерки» оставались в классе эсминцев примерно в течение 10—12 лет. За это время они были модернизированы: на них появились отечественные РЛС (из-за чего мачты пришлось сделать треногими), ГАС, новые торпедные аппараты. 76-мм пушки сняли, а одноствольные 37-мм автоматы заменили спаренными В-11 (4 х 2 на всех кораблях). Несколько изменился и внешний вид эсминцев: были переделаны мостик, часть надстроек, на дымовых трубах установили козырьки. Стандартное водоизмещение после модернизации перевалило за 1900 т, скорость соответственно уменьшилась до 34—35 узлов. В середине 50-х, когда советский ВМФ уже в достаточной мере пополнился новыми эсминцами, «семерки» переклассифицировали в опытовые, учебные и прочие вспомогательные суда. «Гремящий», «Грозный» и «Разъяренный» в 1955—1957 годах участвовали в ядерных испытаниях на Новой Земле. Дольше всех в советском флоте прослужили «Разумный» и «Расторопный», переоборудованные в плавучие мишени и исключенные из списков флота в 1963— 1965 годах. Но все рекорды долговечности побили бывшие тихоокеанские эсминцы «Рекордный», «Решительный» (2-й), «Ретивый» и «Резкий», переданные в 1954— 1955 годах Китаю и переименованные в честь маньчжурских городов, соответственно в «Аньшань», «Чанчунь», «Цзи-линь» и «Фушунь». В 1971 — 1974 годах они претерпели модернизацию, в ходе которой их торпедные аппараты были заменены на спаренные установки для противокорабельных ракет «Хайин-2»(называемых также «Фэйлун-1» и представляющих собой копию советских П-15). Так появились единственные и неповторимые «семерки УРО», остававшиеся в боевом строю вплоть до конца 80-х годов. Ценность их, разумеется, была невелика, но сам по себе факт их почти 50-летней эксплуатации свидетельствует, что при бережном отношении советские эсминцы могли бы стать не меньшими долгожителями, чем знаменитые американские «флетчеры» и «гиринги». Судьба эсминцев проекта 7 (по данным, предоставленным историком С. С. Бережным) «Гремящий». С 19.1.1945 по 28.12.1949 прошел капитальный ремонт. 3.4.1956 выведен из боевого состава, 27.12.1956 переклассифицирован в опы-товое судно ОС-5. Участвовал в ядерных испытаниях 21.9.1955 и 7.9.1957. 1.3.1958 исключен из списков судов ВМФ и передан для разделки на металл. |