Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Тщательное исследование кораблестроительных элементов спущенных на 8 «Морская коллекция» № 6'97 воду эсминцев показало, что перегрузка накапливалась из-за нескольких причин: несоблюдения весовой дисциплины при постройке, несоответствия веса многих систем и механизмов заложенному в проекте, множества изменений, вносившихся в чертежи уже в ходе строительства. В мае 1940 года, обобщая опыт эксплуатации первых «семерок», нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов в своем докладе Сталину отметил недостаточную прочность их чрезмерно облегченных корпусов. Очередная комиссия под председательством В.И.Першина рекомендовала усилить набор палубы полубака и бортов. Разумеется, это еще больше увеличивало перегрузку. Исследование остойчивости эсминцев проектов 7 и 7У проводилось под руководством профессора Военно-морской академии инженер-контр-адмирала В.Г.Власова. Результаты оказались неутешительными. Так, в отчетной спецификации эсминца «Сердитый» стандартное водоизмещение значилось равным 1686 т и метацентрическая высота — 63 см. В приемном акте заводских испытаний 1940 года — соответственно 1735 т и 52 см. А по результатам кре-нования в том же году — 1835 т и 39 см! Власов предложил уложить в трюм кораблей твердый балласт, что повышало остойчивость, но одновременно увеличивало перегрузку и осадку. Представители ЦКБ-17 были против, считая достаточным прием жидкого балласта в цистерны вместо израсходованного топлива. В октябре 1940 года комиссия под председательством А.А.Жданова выбрала первый вариант. С марта 1941-го по июль 1942 года на «Сердитый», «Славный», «Строгий», «Стойкий» и «Способный» уложили по 120 т балласта, на «Стройный» — 126 т, «Страшный» — 119 т, «Совершенный» и «Свободный» — по 116 т, «Свирепый» — 110 т, «Сильный» — 89 т. По всей вероятности, эта мера была излишней. Достаточно привести такой пример: в ноябре 1941 года эсминцы «Сообразительный» и «Способный» в штормовых условиях эскортировали транспорты из Батуми к Босфору. На «Способном» в междудонном пространстве находилось 120 т чугунных чушек, на «Сообразительном» твердого балласта не было. В момент поворота на обратный курс, когда на кораблях оставалось примерно по 200 т топлива, начальная поперечная метацентрическая высота на «Способном» равнялась 77 см, на «Сообразительном» — 62 см. Но после приема в топливные цистерны 100 т забортной воды метацентрическая высота на втором корабле увеличилась до 70 см. Постепенно замещая расходуемый мазут водой, «Сообразительный» вернулся в базу с таким же значением метацентри-ческой высоты, в то время как на «Способном» она снизилась до 60 см. |