Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Другой экстремальный случай — оказание помощи «Сообразительным» лидеру «Ташкент» в июне 1942 года. Тогда эсминец, опять-таки не имевший твердого балласта, принял на верхнюю палубу около 200 т груза и 1975 человек из числа экипажа поврежденного лидера и бывших на его борту пассажи- Фото из коллекции автора ров. Несмотря на огромную перегрузку, метацентрическая высота «Сообразительного» составила 58 см, что находится в пределах нормы. Так что все проблемы с остойчивостью «семерок-У» можно было бы решить, не прибегая к чрезвычайным мерам и не усугубляя их перегрузку. В ходе войны водоизмещение эсминцев выросло еще больше за счет установки дополнительного оборудования и Статьи перегрузки для эсминцев проектов 7 и 7У (на 1944 г.)
«Семерки-У» Балтийского флота ставят дымовую завесу, 1941г. вооружения, а также работ по подкреплению корпуса. Так, кренова-ние «Стройного» в ноябре 1944 года показало значения стандартного водоизмещения в 1972 т и начальной поперечной метацентри-ческой высоты в 40 см. К тому времени были выполнены работы по подкреплению корпуса (+39 т), установлены клинкеты в машинных и котельных отделениях (+0,12 т), преобразователь тока (+0,4 т), изоляция МПУАЗО ( + 1 т), зенитные автоматы 70-К с подкреплениями (+12,65 т), третье орудие 34-К с подкреплением (+6,85 т), дополнительные кранцы первых выстрелов (+2,2 т), бомбометы с подкреплениями (+0,78 т), обмотка ЛФТИ (+3,28 т), сняты командирский катер (-2,9 т), 6-весельный ял (-0,8 т), стеллажи запасных торпед (-0,8 т), полуавтоматы 21-К (-1,48 т). Обобщенные данные по перегрузке кораблей проектов 7 и 7У приведены в таблице. Полное водоизмещение балтийских «семерок-У» к концу войны составило 2530 — 2620 т. |