Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

Черноморские эсминцы (в частности, «Сообразительный») имели стандартное водоизмещение на 82 т меньше спецификационного за счет более легких турбин фирмы «Парсонс» и вспомогательных механизмов фирмы «Вир».

Мореходность эсминцев типа «Сторожевой» была еще хуже, чем у их предшественников: смещение в нос надстройки усиливало зарывание в волну. Правда, этот недостаток ощущался не так сильно, поскольку «семерки-У» действовали лишь на ограниченных театрах Балтийского и Черного морей. Выход этих кораблей на просторы Тихого или Северного Ледовитого океанов несомненно вызвал бы поток нареканий в адрес их проектировщиков.

Маневренность осталась на прежнем уровне и считалась вполне удовлетворительной. «Способный» при положении руля в 15° на скорости 35 узлов разворачивался на 180" за 2 мин 10 с, на скорости 20,5 узла — за 5 минЮ с. В материалах комиссии В.Г.Власова отмечалось, что на циркуляции эсминцы проектов 7 и 7У получают чрезвычайно большой крен (до 20 — 25"). Однако в ходе войны зарегистрирован лишь один случай, когда крен достиг 20°— в 1941 году «Сторожевой», уклоняясь от торпеды, на полном ходу переложил руль на 25°.

Зато во время шторма крен на некоторых эсминцах достигал величины 50° («Сообразительный» во время уже упоминавшегося похода к Босфору в 1941 году). Впрочем, несмотря на огромные размахи качки, остойчивость «семерок-У» не вызывала опасений.

Общая оценка проекта

Переход к эшелонной схеме ГЭУ на «семерках-У» дал некоторый выигрыш в мощности и управлении механизмами (в частности, было устранено такое неудобство, как «деление» одного котла на два ГТЗА у эсминцев проекта 7). На практике по крайней мере в двух случаях новая компоновка себя оправдала: один раз на «Славном», когда осколки

2 Морская коллекция I* 6

«Морская коллекция» № 6'97 9

«Сообразительный» на параде, 1943 г. На переднем плане — адмиралы Л.А. Владимирский и Н.М.Кулаков.

бомб повредили 1-е МО и 2-е КО, и второй раз на «Совершенном», когда при подрыве на мине были затоплены 1-е МО, 1-е и 2-е КО. В обоих случаях первый эшелон ГЭУ вышел из строя, но второй остался работоспособным. (Правда, «Совершенный» лишился хода из-за открытого разобщительного клапана на паровой магистрали, соединяющей оба эшелона.) При линейной схеме машинно-котельной установки у кораблей в данной ситуации не осталось бы шансов сохранить ход.


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz