Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Как это ни горько признавать, причиной трагедии стала мина своего же оборонительного заграждения. Пожалуй, лишь близость базы позволила спасти корабль. Хотя котлы и турбины его остались целыми (полный задний ход был дан буквально через несколько минут после взрыва), ветер и волны сильно затрудняли движение кормой вперед. Только после полуночи поврежденный «Способный» был взят на буксир эсминцем «Незаможник» и приведен в Новороссийск. Результаты осмотра оказались неутешительными. Носовая часть вместе с первым 130-мм орудием утеряна, набор корпуса до 48-го шпангоута полностью разрушен. В районе 179 — 181-го и 190 — 191-го шпангоутов на всех палубах образовались большие гофры. В корпусе появилось множество трещин. Нарушилась центровка гребных валов. Левый винт зацепился за тонущую носовую часть и потерял две лопасти... Ремонт сначала производился в Новороссийске. 10 апреля в 12.35 корабль атаковали 8 немецких бомбардировщиков. Одна бомба попала в мол и взорвалась в 5 м от правого борта «Способного», еще 3 разорвались в воде в 25 — 30 м по левому борту. Осколки буквально изрешетили корпус и надстройки. У 130-мм орудия № 3 сдетонировали 4 шрапнельных снаряда, находившихся в кранцах первых выстрелов, вспыхнул пожар. Практически все приборы и радиоаппаратура оказались разбиты, оборвались трубопроводы, вышел из строя дизель-генератор. 41 находившийся на борту человек был убит, еще 45 ранены. 22 апреля «Незаможник» отбуксировал искалеченный эсминец в Туапсе. Буксировка выполнялась кормой вперед со скоростью 8 — 9 узлое. К ремонту «Способного» приступил эвакуированный из Севастополя завод № 201. 24 июня на нем начали изготавливать новую носовую часть. Но завершению работ помешало наступление немцев на Кавказ. Завод снова пришлось срочно перебазировать, а эсминец на буксире спасательного судна «Меркурий» 9—12 августа перевели в Поти. 7 сентября на судне «Алтай» туда же доставили и изготовленную носовую часть. Стыковку корпуса «Способного» с новой оконечностью завершили к концу года. 29 декабря корабль был выведен из дока. Полностью ремонт закончили в мае 1943 года. В процессе восстановления существенно модернизировали зенитное и противолодочное вооружение эсминца. 45-мм полуавтоматы 21-К заменили на 37-мм автоматические пушки 70-К; еще две пушки 70-К дополнительно установили на средней надстройке (в связи с чем запасные параваны перенесли в район 80— 85-го шпангоутов на место рабочих, а рабочие — в район камбуза). На кормовой надстройке разместили 2 спаренных крупнокалиберных пулемета «Кольт-Браунинг», на юте 2 бомбомета БМБ-1. Вместо шумопеленгаторов смонтировали английский гидролокатор «Ас-дик» («Дракон-128С»); рубку оператора сонара установили на верхнем мостике слева от КДП {по всей вероятности, из всех «семерок-У» такая рубка появилась только на «Способном»), По чертежам |