Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. скорости 30,3 узла превысила расчетную на 12%. Водоизмещение корабля при этом составляло 3790 т, обтекатель ГАС ПОУ-12 был полностью опущен. При поднятом обтекателе мощность ГЭУ превысила расчетную на 17%. Этот результат был объяснен интенсивным обрастанием корпуса корабля с июня 1962 года. Минимально возможная скорость хода допускалась 8 узлов при 62 об/мин. Корабль испытывался в условиях шторма от 4 до 7 баллов и подтвердил свои удовлетворительные мореходные качества; эффективно работали и успокоители качки. Комиссия указала на высокий уровень шума на боевых постах и в помещениях корабля, особенно в кубриках и каютах (до 106 дцб). Отметив удачное расположение оружия, она вместе с тем обратила внимание на низкую надежность первых образцов ЗРК «Волна» и системы управления «Турель», малую дальность обнаружения подводных лодок корабельными сонарами, что не позволяло эффективно использовать торпеды и реактивные бомбометы. Приемный акт подписали 31 декабря 1962 года, но еще более полутора лет потребовалось для устранения недоделок и поломок. После замены в июле 1964 года газовых турбин на новые, доработанные «Комсомолец Украины» развил скорость полного хода 35,5 узла, что на полтора узла превысило расчетную. Стоимость головного корабля проекта 61 составила 30 млн рублей (в ценах 1962 г.). При серийном строительстве стоимость кораблей неуклонно снижалась. Уже четвертый корабль серии — «Отважный» — обошелся казне в 22,2 млн рублей, а предпоследний — «Скорый» — стоил менее 17,5 млн рублей. За создание кораблей проекта 61 в 1966 году группа конструкторов и строителей была удостоена Ленинской премии (Б.И. Купенский, A.A. Певзнер, P.C. Власьев, Л.П. Малантенко и др.). Главный конструктор корабля — Б.И. Купенский впоследствии будет проектировать и первый советский тяжелый атомный крейсер типа «Киров» (проект 1144). Сравнительные тактико-технические элементы кораблей проекта 61 и их зарубежных аналогов
18 «Морская коллекция» № 1'99 |