Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Впервые отечественный корабль рассчитывался на динамическое воздействие атомного взрыва и обладал достаточно высокой остойчивостью, герметизацией корпуса и противохимической вентиляцией. Но в реальных условиях современного боя он неминуемо погиб бы в считанные минуты из-за отсутствия какой бы то ни было конструктивной защиты. По прогнозам в случае начала Третьей мировой войны время «боевой жизни» для корабля такого класса не превысило бы 5 — 7 минут! По тактико-техническим характеристикам БПК проекта 61 не уступал своим зарубежным аналогам, а кое в чем и превосходил их. Однако предназначение Дезактивационные работы на одном из кораблей проекта 61. «Морская коллекция» № 1 '99 15 Большой противолодочный корабль «Комсомолец Украины» (проект 61), 1966 г Large anti-submarine ship «Komsomolets Ukrainy» (project 61), 1966. «Морская коллекция» № 1'99 «Морская коллекция» № 1 '99 «Поющие фрегаты» в Севастопольской бухте, 1997г.Слева направо:«Скорый», «Красный Кавказ», «Сметливый». американских эсминцев и фрегатов было вполне определенным: им предстояло обеспечивать противолодочную и противовоздушную охрану ударных авианосных соединений. Но тут возникает вопрос: для чего же построены наши «поющие фрегаты»? Они вооружены лишь оружием самообороны от воздушного и подводного противника и представляли собой, по сути, неплохие эскортные корабли для трансатлантических конвоев. Но в эпоху «холодной войны» таковые конвои никак не вписывались в советскую военную доктрину, а для охраны каботажного плавания корабль был излишне дорог и великоват. Ударного оружия корабли «чистого» проекта 61 не имели, и на Западе их недаром называли «беззубыми» или «безоружными красавцами». ИСПЫТАНИЯ ГОЛОВНОГО КОРАБЛЯ Головной сторожевой корабль проекта 61 — СКР-25 — был спущен на воду 31 декабря 1960 года и 15 октября 1962 года под названием «Комсомолец Украины» предъявлен к государственным испытаниям. Его главные агрегаты М-3 и газотурбогенераторы ГТУ-6 еще не были полностью отработаны, и испытания решили проводить на режимах не более 65% мощности с обеспечением скорости хода не менее 30 узлов. ВМФ и ГКО приняли совместное решение о повторном проведении испытаний с развитием полного хода лишь после планируемой замены агрегатов М-3 и ГТУ-6 на новые и полностью отработанные. При проведении кренования было определено стандартное водоизмещение 3400 т с запасом водоизмещения в 65 т и запасом остойчивости 0,04 м. На Херсо-несской мерной миле 24 октября 1962 года замерялась мощность главной энергетической установки, которая при |