Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Военно-Морской Флот заказал промышленности 20 кораблей по проекту 61 с размещением 15 единиц в Николаеве на заводе имени 61 коммунара и 5 единиц на Ленинградском заводе имени А.А.Жданова. Строительство кораблей начали еще до утверждения договорной технической документации. Их сдавали флоту «в долг», со множеством недоде- Слева: «Красный Кавказ» в Севастопольской бухте, апрель 1992г. Справа: «Комсомолец Украины» после исключения из боевого состава, май 1992 г. лок, которые затем постепенно устранялись. В ряде источников принято разделять корабли проекта 61 на две группы: 7 единиц первой (с двумя РЛС «Ангара») и остальные — второй (с одной РЛС «Ангара» и одной РЛС «Кливер»). Последние в документах иногда упоминаются и как проект 61А. Часть кораблей (6 единиц) позже модернизировали по проекту 61 М (61 МП) и один — по проекту 61Э. Для ВМС Индии был специально разработан проект 61МЭ (главный конструктор А.А.Шишкин), и по нему заказано пять кораблей. Морская коллекция» № 1 '99 3 ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ УСТРОЙСТВО КОРПУСА Для больших противолодочных кораблей проекта 61 был принят гладкопалуб-ный корпус с плавным, но высоким подъемом верхней палубы в носовой оконечности. Корпус — стальной, с очень острыми обводами (отношение длины к ширине достигло 9,5) для получения высоких скоростей хода. С целью сохранения необходимой остойчивости, особенно в штормовых условиях, надводную часть корпуса уширили и выполнили слом борта между транцем и 45-м шпангоутом. Корпус имел верхнюю и нижнюю палубы, первую и вторую платформы, трюм и второе дно. Корпус корабля разделялся 13 водонепроницаемыми переборками, доходившими до верхней палубы, на 14 водонепроницаемых отсеков. На части кораблей устанавливалась дополнительная переборка, и число отсеков увеличилось до 15. На протяжении двух третей длины верхней палубы располагалась надстройка, выполненная для облегчения конструкции из алюминиево-магниевого сплава АМГ-5В. Внутренние выгородки и ряд фундаментов отдельных устройств также изготавливались из АМГ-сплава, что позволило снизить положение центра тяжести корабля и уменьшить массу корпуса. Конструкции в районах расположения мачт, пусковых установок ЗРК, РЛС систем управления и ходового поста были стальными. Интересной особенностью корабля стало создание сплошного «штормового» коридора в надстройке (в районе 20 —251-го шп.), соответствовавшего требованиям противоатомной защиты. В боевой и штормовой обстановке выход на верхнюю палубу мог осуществляться только через газонепроницаемые тамбуры этого коридора. |