Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Расположение служебных и жилых помещений на «поющих фрегатах» было традиционным для советского флота. Правда, впервые в отечественной практике на кораблях проекта 61 появилась столовая для команды, позволявшая одновременно накормить две трети личного состава срочной службы. Однако в каютах и кубриках практически не имелось иллюминаторов, а отсутствие кондиционеров и слабая вен- Схема размещения газотурбинной установки кораблей проекта 61: 1 — кормовой эшелон ГТУ; 2 - носовой эшелон ГТУ. тиляция помещений, постоянный шум от воя газовых турбин делали условия обитания на корабле очень тяжелыми. Главный командный пункт (ГКП) размещался в корпусе корабля на нижней палубе (в районе 63 — 83-го шп.) и включал посты управления: штурманский, противовоздушной и противолодочной обороны (управления оружием), радиотехнического противодействия и командный пост связи. Запасной командный пункт (ЗКП) находился в посту «Дозор» и обеспечивал управление кораблем при выходе из строя ГКП и ходового поста. Ходовой пост, располагавшийся в районе 79 — 89-го шпангоутов, был оборудован верхним и сигнальным мостиками. Он обеспечивал управление кораблем при маневрировании в стесненной обстановке и швартовке (вход и выход из базы, проход в узкостях и т.п.). Его оборудование включало только штурманские приборы и перископы ВБП-452. Пост энергетики и живучести (ПЭЖ) размещался на верхней палубе в надстройке (то есть был весьма уязвим при повреждениях), а запасные посты находились в постах дистанционного управления (ПДУ) обоих машинных отделений. Протяженность междудонного пространства составляла около 80% длины корпуса. Этот объем использовался для хранения запасов топлива и воды. Корабль имел продольную систему набора корпуса с размером шпации 500 мм. Главные водонепроницаемые переборки располагались на шпангоутах: 9, 20, 42 — 47, 63, 83. 101, 128, 143. 164, 191, 215, 233, 251-м (позже — и на 261-м). Горизонтальный киль являлся одновременно и нижним поясом наружной обшивки, простираясь Тактико-технические характеристики кораблей
от форштевня до 230,5-го шпангоута. Толщина наружной обшивки варьировалась от 6 до 8 мм. Второе дно имело толщину 5 мм, а толщина настила палуб, платформ и главных переборок (продольных и поперечных) — 4 мм. Фок-мачта и грот-мачта — четырехногие, башенноподобные, решетчатые. В районе мидель-шпангоута, на скуловой части корпуса, находились боковые (втягивающиеся в корпус) рули. Эти успокоители уменьшали амплитуду бортовой качки в три раза при волнении моря до 5 баллов и при скорости хода до 24 узлов. Предусматривались также стационарные бортовые кили. |