Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Средний киль броненосца состоял из двух главных составных частей — вертикального (внутреннего) и горизонтального килей, скрепленных между собой непрерывными полосами углового профиля, положенными по обеим сторонам вдоль нижней кромки внутреннего киля. Эти полосы составлялись из угольников размерами 124x85 мм (толщина металла 11 мм), вертикальные полки которых скреплялись стыковыми планками при помощи заклепок. Для соединения с настилом второго дна по верхней кромке вертикального киля аналогичным образом закреплялись угольники несколько меньших размеров (75x85 мм из 9-мм стали). Внутренний киль на протяжении двойного дна набирался из листов толщиной 12,5 мм. Между собой они соединялись заклепками при помощи двойных стыковых планок. К оконечностям толщина листов уменьшалась. Для достижения полной герметичности соединений в пределах двойного дна все стыки тщательно проконопачивались. щ та п I I а та та х та ! та § та I го та о. 3 I 2 о I 6 «Морская коллекция» № 4'2008 Вне его пределов высота листов вертикального киля не изменялась, однако для облегчения конструкции они имели большие вырезы овальной формы. Горизонтальный (или плоский) киль состоял из двух слоев: внешнего, служащего одновременно срединным поясом наружной обшивки, и наложенного на него верхнего, непосредственно прилегающего к вертикальному килю. Последний на протяжении двойного дна состоял из 12-мм стальных листов, к оконечностям их толщина уменьшалась. Между собой листы соединялись стыковыми планками, доходящими до их краев по каждую сторону от вертикального киля. К внутреннему слою одним рядом заклепок по кромке листов крепился срединный пояс наружной обшивки. В районе отсеков, где размещались погреба боезапаса и энергетическая установка, его толщина составляла 16 мм, а к носу и корме она уменьшалась. Так как внешний слой горизонтального киля был шире внутреннего, то участки его стыков, не покрытые листами внутреннего слоя, укреплялись широкими соединительными планками при помощи заклепок. Стремясь обеспечить новому крейсеру хорошую маневренность, ему срезали дейдвуд и сократили длину горизонтальной части среднего киля. Поэтому в носовой части, с 98-го по 110-й шп. (на протяжении 10,97 м), киль поднимался вверх под углом 10,5°. В корме такой же участок был несколько короче — 8,23 м (от 4-го до 13-го шп.), а угол подъема меньше — всего 5,5°. Далее киль продолжался штевнями, служащими основой для формирования оконечностей корабля. Литой стальной форштевень в нижней части имел две «четверти»* для примыкания обоих слоев горизонтального киля, с которыми скреплялся заклепками. Таким образом плоский киль как бы охватывал часть форштевня снизу. А «четверти», плавно поднимаясь на бока штевня, создавали площадки для крепления бортовой обшивки. С вертикальным же килем форштевень скреплялся угольниками. |