Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. 28 «Морская коллекция» № 4'2008 Носовая барбетная установка и обломки сгоревшего мостика крейсера «Альмиранте Окендо» Американские моряки на палубе «Альмиранте Окендо», предположительно 9 июля 1898 г. «Глостера» сказал, что его корабль слишком мал для такого количества людей, и он постарается доставить испанцев на больший... Мы двинулись на восток, и вскоре достигли основных сил флота. Кого-то перевели на «Айову», других — на госпитальное судно. На борту «Глостера» я расспросил командиров истребителей и узнал о печальной судьбе этих двух кораблей». К пленному адмиралу американцы отнеслись с уважением. Он с удовлетворением отметил нормальное отношение к пленным: американцы выдали пленным одежду, обеспечили их всем необходимым и старались облегчить испанцам пребывание в плену. С «Айовы», на которой Сервера оставался до 16 часов, испанского командующего перевели на вспомогательный крейсер «Сент Луис», там он встретил своего младшего флагмана Парадеса и командира «Колона» Диаса Моро. Итоги боя для испанцев оказались трагическими. Сервера писал: «День 3 июля стал самой ужасной катастрофой, которую я видел, даже несмотря на то, что число погибших оказалось меньшим, чем я опасался». Дело в том, что первоначально адмирал оценил жертвы в 600 человек. Реально же испанцы из общего числа участвовавших в бою 2227 человек потеряли 323 убитыми и 151 ранеными. Остальные, за исключением 150 человек, которые сумели вернуться в Сантьяго, попали в плен. Впрочем, приведенные цифры испанских потерь нельзя считать абсолютно точными. Они базируют- ся на подсчетах В. Конкаса, сделанных им во время пребывания в плену, и могут содержать неточности (например, включать в число жертв собственно сражения моряков, убитых и раненых инсургентами на берегу или американцами на борту «Харварда»). Впрочем, как отмечал лейтенант Мюллер, командир «Инфанты Марии Терезы» имел склонность к различным подсчетам и отличался завидной аккуратностью. К сожалению, вскоре число убитых и раненых среди испанцев возросло — произошел так называемый «Харвардский инцидент». «Харвард» — большой и быстроходный океанский лайнер, получивший вооружение и числившийся то вспомогательным крейсером, то транспортом (а временами использовавшийся и в качестве посыльного судна), вскоре после окончания боя подошел к месту гибели испанских кораблей. С него спустили девять шлюпок, которые приняли самое активное участие в спасении испанских моряков. Кроме того, на бывший лайнер доставили пленных с боевых кораблей. Всего за пять часов на вспомогательный крейсер доставили 35 офицеров и 637 матросов. |