Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. ИСТОРИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Опыт Первой мировой войны показал, что подводные лодки превратились в одну из главнейших сил ведения боевых действий на море. Субмарины воюющих держав в сумме потопили 250 боевых кораблей, в том числе 10 линкоров, 18 крейсеров, 28 эсминцев, а также нанесли колоссальный урон торговому судоходству. В 1917 году Германия начала неограниченную подводную войну против Англии, почти полностью блокировав Британские острова, и только за февраль этого года уничтоженный немецкими подводниками тоннаж торгового флота составил 771 498 т. Первоначально задачи охранения крупных боевых кораблей и транспортных судов на переходе морем были возложены на эсминцы и миноносцы. Однако опыт борьбы с подводными лодками выявил необходимость создания нового класса легких кораблей, менее крупных и дорогостоящих, чем миноносцы. Они предназначались для охраны соединений кораблей и конвоев от атак подводных лодок, торпедных катеров и несения дозорной службы. Так, в Англии приступили к строительству патрульных кораблей типа «Р» (в 1915 — 1917 годах построено 74 единицы) водоизмещением около 600 т и скоростью хода 23 уз. Вооруженные одним 102-мм и одним 40-мм орудиями, глубинными бомбами и двумя торпедными аппаратами, они неплохо справлялись со своими задачами. В США в 1918 году срочно заложили 60 примерно таких же кораблей типа «Игл» (водоизмещение 500 т, две пары 102-мм и 76-мм орудий, бомбомет, скорость 18 уз.). В российском флоте первоначально пытались решить проблемы ПЛО с помощью посыльных судов, различных вспомогательных, а также мобилизованных по закону о военно-судовой повинности гражданских судов (яхт, траулеров и т.п.). Но им было не по силам справиться с этой проблемой. Поэтому Морское министерство в 1916 — 1917 годах разместило заказ на постройку специальных кораблей. На заводах в Гельсингфорсе и Або (Финляндия) были заложены 14 таких судов четырех разных типов — «Кобчик», «Голубь», «Бекас» и «Филин» водоизмещением в пределах 350 — 530 т; их паровые машины обеспечивали скорость до 15 уз. Корабли вооружались двумя орудиями калибром 75 или 102 мм, на некоторых из них дополнительно устанавливали малокалиберные зенитные пушки. Первоначально они относились к посыльным судам, но в октябре 1917 года в Российском флоте появился новый класс — сторожевые суда. Первыми из них стали вступившие в состав Балтийского флота «Кобчик» и «Коршун». Однако революция и последовавшая за ней Гражданская война смешали все планы, и остальные 12 сторожевиков, строившихся на финских верфях, в Россию так и не попали. |