Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. 2 «Морская коллекция» № 4'2005 Разработка перспективных планов восстановления и развития флота в Советской России началась в 1921 — 1924 годах на общем фоне значительного сокращения корабельного состава. Примечательно, что первенцами советского надводного военного кораблестроения стали сторожевые суда, однако их концепция сложилась не сразу. В октябре 1922 года на совещании в Морском штабе, где обсуждались основные типы кораблей, постройка которых представлялась первоочередной для возрождения и укрепления флота, рассматривались основные требования к морскому охотнику для действий против подводных лодок: вооружение — 102-мм орудие и глубинные бомбы, скорость 30 уз., дальность плавания — 200 миль. Участники этого совещания настояли на установке дополнительно 450-мм торпедного аппарата и увеличении дальности плавания до 400 миль. Через год охотник в документах стали называть сторожевым катером. При разработке проекта первой судостроительной программы приходилось исходить из назначения включаемых в нее кораблей, их стоимости и возможностей промышленности. С 1923 по 1927 год бюджетные ассигнования на ВМС не превышали 13,2% от общих расходов на оборону, а на кораблестроение и вооружение они составляли 8% от затрат на сухопутные силы. Проекты плана усиления Морских сил (1924 — 1925 годы) предусматривали постройку в течение трех лет 36 сторожевых катеров. В начале 1925 года начальник Технического управления Военно-Морских Сил РККА (Техупра УВМС РККА) Н.И.Власьев в материалах проекта «Программы военно-морского судостроения» представил сторожевой катер со следующими основными тактико-техническими элементами: вооружение — 40-мм орудие и «аэрогнездо» (счетверенная зенитная пулеметная установка), водоизмещение — 150 т, скорость — 35 уз., двигатели — три дизеля по 1500 л.с. 10 февраля того же года начальник Морских сил СССР В.И.Зоф утвердил и выдал председателю Научно-технического комитета морского ведомства (НТКМ) Н.И.Игнатьеву первое официальное задание на разработку предварительного (эскизного) проекта со следующими требованиями: состав вооружения — одно «аэрогнездо», два 18-дюймовых (450-мм) однотрубных торпедных аппарата, десять глубинных бомб или четыре мины заграждения; мореходность — способность использо- Головной корабль серии — «Ураган», 1930-е гг. вать артиллерию при трехбалльном волнении, держаться в море при десяти баллах, скорость — не менее 35 уз.; живучесть — защита моторов от пуль и осколков, разделение корпуса переборками; материал корпуса — сталь; автономность по запасам провизии — двое суток; радиус действия — 750 миль экономическим ходом; двигатели — бензиновые или дизельные моторы; надводный борт не выше 0,9 — 1,2 м, высокий полубак. Кроме того, надлежало проработать второй вариант — с теми же элементами, но несколько пониженной скоростью, вызванной установкой дизелей облегченного типа. |