Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. В результате капитального ремонта и модернизации нормальное водоизмеще- ние кораблей возросло до 560 — 590 т. Указанные изменения привели к снижению начальной метацентрической высоты на 0,2 — 0,25 м. После капитального ремонта черноморских СКР «Шквал» и «Шторм» их водоизмещение увеличилось на 115 т, а метацентрическая высота уменьшилась с 0,87 м до 0,59 м. Для обеспечения достаточной остойчивости кораблей в штормовых условиях признали обязательным при израсходовании 60 т (около 50%) топлива балластировать освободившиеся цистерны забортной водой под запрессовку. На балтийских СКР «Тайфун», «Туча» и «Вихрь» для компенсации остойчивости был принят твердый балласт (20 — 28 т) за счет уменьшения емкости топливных цистерн. В тех же целях полный запас принимаемых на верхнюю палубу мин заграждения ограничивался 16 т (24 мины образца 1912 г или по 16 мин образца 1926 г. или КБ), причем мины можно было брать лишь при наличии полных запасов топлива и воды, а по мере их расходования освободившиеся цистерны требовалось немедленно заполнять водой. С ростом водоизмещения максимальная скорость хода снизилась до 20 — 23 уз. Однако в боевых условиях и эта величина не вызывала нареканий и считалась достаточной для выполнения сторожевыми кораблями различных боевых задач. ОБЩАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА Сторожевые корабли типа «Ураган» стали первыми кораблями, построенными в нашей стране после длительного перерыва. Они создавались на базе образцов техники и вооружения времен Первой мировой войны и при вступлении в строй не имели современного зенитного и штурманского вооружения, средств радиосвязи, приборов обнаружения подводных лодок и т.д. Кроме того, к числу недостатков можно отнести не слишком комфортные условия размещения экипажа, невысокую (относительно техзадания) скорость хода, посредственную мореходность, ненадежное рулевое устройство. Сторожевики оказались не в состоянии обеспечить эффективную ПВО и ПЛО линкоров, то есть решать те задачи, для которых они создавались. Только после модернизации и перевооружения, уже в 1940-е годы, эти корабли стали более-менее соответствовать требованиям тактико-технического задания. На момент же вступления в строй «ураганы», по существу, являлись миноносцами. А вот в этом качестве они выглядят весьма неплохо: будучи втрое меньше по водоизмещению, чем «новики», они обладали половиной их артиллерийского вооружения и третью торпедного. Что касается основных тактико-технических элементов СКР типа «Ураган», то они не уступали, а по вооружению даже превосходили аналогичные параметры кораблей иностранных флотов. Построив во время Первой |