Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. В сентябре — октябре 1926 года КБ Корсекции НТКМ с участием конструкторов Северной судостроительной верфи разработало 10-й и 11-й варианты. Они предусматривали применение паровых турбин удельной массой 17 — 20 кг/л.с. и имели следующие кораблестроительные элементы и вооружение: водоизмеще- «/Морская коллекция» № 4'2005 3 ние 650 — 850 т, скорость 30 уз.( дальность плавания 600 миль, три 102-мм, четыре 40-мм орудия и столько же 12,7-мм пулеметов, 20 глубинных бомб. Энергоустановку решили разместить по традиционной для кораблей дореволюционной постройки линейной схеме в двух котельных отделениях и одном машинном с двумя турбинами. Поскольку начать строительство сторожевых судов требовалось как можно скорее, разработку над вариантами предварительного проекта в НТКМ вскоре прекратили и дальнейшее проектирование передали промышленности. В частности, Техупр в конце 1926 года выдал Северной верфи задание на постройку шести судов первой серии. Два таких же судна планировалось заложить на Николаевском государственном судостроительном заводе имени А.Марти. 26 ноября того же года по докладу Реввоенсовета СССР (РВС) Совет Труда и Обороны (СТО) утвердил «Шестилетнюю программу военно-морского судостроения I и II очереди», которая предусматривала, наряду с подводными лодками и торпедными катерами, строительство 18 сторожевых судов: в 1927 — 1930 годах восьми единиц (шесть для Балтики и два для Черного моря), а в 1928 — 1932 годах — еще десяти. Назначение сторожевых судов: охранение крупных боевых кораблей эскадры МСБМ (до конца 1929 года все три оставшихся в строю линкора типа «Севастополь» находились на Балтике) на переходе морем и в бою от ударов подводных лодок, торпедных катеров и авиации противника; дозорная и разведочная служба; эскортирование подводных лодок; конвоирование транспортных судов; постановка минных заграждений. При необходимости их предпола- Конструктор-кораблестроитель Владимир Александрович Никитин (1894— 1977) галось использовать и как быстроходные тральщики. Установка на сторожевых кораблях торпедного вооружения повышала их боевую устойчивость при встрече, в условиях плохой видимости, с крупными кораблями противника. В ноябре 1926 года разработку сторожевого судна поручили группе специалистов судостроительной технической конторы Северной судостроительной верфи в Ленинграде. Руководил проектированием первого советского СКР заместитель заведующего подотделом специального (военного) судостроения В.А.Никитин. В те годы в судостроительной отрасли еще не была введена должность главного конструктора, ее установили лишь в 1935-м. В разработке проекта участвовали конструкторы Ф.Е.Беспо- |