Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. 11 февраля 1945 г. в составе отряда (3 ЭМ, 2 ТЩ, 6 БО и СКР «Гроза») СКР вышел для встречи конвоя М-64. В 50 милях севернее мыса Териберский встретили конвой, от которого отделилась Беломорская группа, и корабли повели ее в Белое море. 13 февраля в 11.45 с ЭМ «Карл Либкнехт» в 20 милях от мыса Святой Нос была обнаружена с помощью ГАС немецкая ПЛ, ее атаковали глубинными бомбами. Результатов атаки не наблюдали. В 18.00 у кромки льда передали транспорты ледоколам, а от них приняли суда конвоя БК-3, направ- лявшегося в Кольский зал. В тот же день «Смерч» отделился от конвоя БК-3 и ушел в Иоканьгу для пополнения топливом. 15 — 16 февраля в составе конвоя ИК-2 совершил переход в Кольский зал. 26 февраля перешел из Полярного в губу Мотка и привел в Кольский зал. ТР «Вятка», у мыса Сеть-Наволок «асди-ком» обнаружил ПЛ и атаковал ее, результат не установлен. 27 февраля «Смерч» с одним БО и одним МО эскортировал из губы Мотка в Кольский зал. ТР «Лахта». С 1 по 11 марта 1945 г. планово-предупредительный ремонт в Мурманском рыбном порту. 20 марта СКР (вместе с 4 ЭМ и 4 БО) вышел из Кольского залива для встречи конвоя Ш-65 и эскортирования его к кромке льда Белого моря. Не встретив конвой, корабли вернулись в базы, «Смерч» прибыл в Иоканьгу. 21 марта с 3 ЭМ и 3 БО вышел для эскортирования Беломорской группы конвоя гЧА-65 от кромки льда. 23 марта в горле Белого моря у мыса Коровий Нос встретили 15 судов и повели их на встречу с основ- «Смерч» во время перехода в Москву (слева) и после прибытия в столицу, на Химкинском водохранилище (внизу) ным конвоем, выходящим из Кольского зал. под охраной английских кораблей. Встреча состоялась 24 марта. С 1 апреля по 6 мая 1945 г. проходил аварийный ремонт. Командиры во время войны: старший лейтенант В.В.Голубец (с 26.11.1940 по 24.6.1941), старший лейтенант Н.И.Богданов (с 24.6.1941 по 14.6.1942), капитан-лейтенант С.К.Ширяев (с 14.6.1942 по 11.2.1944), капитан-лейтенант С.С.Орлов (с 25.3.1944 по 25.5.1945). После войны московский комсомол взял шефство над Северным флотом. В связи с этим родилась идея устроить в столице учебный военно-морской центр при Досфлоте. Командование ВМФ решило выделить для этих целей корабль, который мог бы по внутренним водным путям дойти до столицы. Выбор пал на «Смерч», исключенный из боевого состава флота 28 февраля 1948 г. 5 июня того же года он покинул Полярное, перешел в Архангельск, а затем в Беломорск. Здесь для уменьшения осадки с него перегрузили на баржу все вооружение, шлюпки, такелаж, личные вещи, срезали фок-мачту. От Беломорска до Онежского озера по Беломорско-Балтийскому каналу корабль шел на буксире. После Онежского озера до Череповца путь длиной 368 км проходил по Мариинской водной системе, построенной еще в начале XIX века. Длина и ширина деревянных шлюзов всего на 2 м превышали габариты корабля. В шлюз корабль и буксир одновременно не помещались, приходилось втягивать СКР вручную, тросами. Четыре раза «Смерч» садился на мель. За сутки прошли 26 км и 26 шлюзов. 12 июля сторожевик прибыл в Москву. Его поставили кормой к стенке водного стадиона «Динамо». 8 февраля 1949 г. СКР официально передали Досфлоту. К тому времени на нем находилось 38 специалистов, остальной экипаж отправили на флот. Так «Смерч» стал учебным кораблем военно-морского учебного центра Досфлота. Тысячи молодых людей, стремившихся служить на флоте, прошли на нем курс обучения. В конце 1960-х годов корабль-ветеран был списан, разоружен и разобран на металл. |