Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. «УРАГАН» В составе ЭОН-1 с 18 мая по 5 августа 1933 г. перешел из Ленинграда в Мурманск. 21 июля в п.Сорока корабль посетили И.В.Сталин, К.Е.Ворошилов и С.М.Киров. С октября 1938 г. стоял на капитапь-ном ремонте на заводе ГУСМП в Мур- ії «Морская коллекция» № 5'2005 манске. На СКР была заменена обшивка бортов и палубы, поставлены новые котлы, отремонтированы механизмы, снята грот-мачта. Установлены два 100-мм орудия Б-24-БМ, два бомбомета, два 37-мм автомата, новый дальномер. Переделан и подкреплен мостик, на нем смонтировали пулеметы ДШК. Ремонт завершился в сентябре 1942 г. 15 августа 1941 г. во время авианалета на Мурманск «Ураган» получил две небольшие пробоины от бомб, разорвавшихся в доке. 13 сентября 1942 г. закончен капремонт. Участвовал в Великой Отечественной войне, имел бортовой № 16. В октябре 1942 г. начал нести конвойную службу. Боевых столкновений с противником, за исключением отражения одной атаки самолетов в море, не имел, крупных повреждений — также. В ноябре 1942 г., когда СКР конвоировал транспорт из Ва- енги в Иоканьгу, вышло из строя рулевое управление. С 26 декабря 1942 по 18 февраля 1943 г. прошел ремонт в Мурманске. 18 и 19 февраля 1943 г. трижды выходил из Кильдинской салмы на поиск ТР «Андре Марти», шедшего из Исландии. 27 февраля в составе группы кораблей вышел из главной базы к о.Харлов для встречи Беломорской группы конвоя и\Л/-53. 28 февраля в районе маяка Тер- 2 Морская коллекция № 5 «Морская коллекция» № 5'2005 9 ско-Орловский встретили льды, передали ТР ледоколам и вместе с СКР «Гроза» прибыли в Иоканьгу для пополнения топливом. 1 марта «Ураган» и «Гроза» перешли из Иоканьги в Кольский зал., а 24 марта вернулись назад. 26 марта оба СКР направились в горло Белого моря, где встретили три транспорта, следовавших из Молотовска. На следующий день прибыли с ними в Кольский зал.; на «Урагане» во время шторма ударами волн была повреждена носовая часть корпуса. 8—10 мая 1943 г. СКР вместе с ТЩ и двумя МО сопровождал из Кольского зал. до Иоканьги шедшие в Молотовск три ТР из состава конвоя КБ-5, после чего вернулся в Кольский зал. С 12 мая по 6 июня 1943 г. ремонтировался в Росте. 2 июня «Ураган» вместе с СКР-81 и ТЩ вышел из Кольского зал., сопровождая два ТР, направлявшихся в Белое море. 3 июня у мыса Св. Нос повернул назад и 4 июня прибыл в главную базу. 27 — 28 июня конвоировал до Иоканьги транспорт «Онега», шедший в Архангельск. 2 — 3 июля с двумя МО конвоировал до Иоканьги ТР «Иртыш», следовавший в Архангельск. 7 июля с двумя МО вышел из Иоканьги в район мыса Св. Нос, встретил ТР «Сура», шедший из Нарьян-Мара, и 8 июля привел его в Кольский зал. 10 — 11 июля конвоировал ТР «Сура» из Кольского зал. в Иоканьгу, а 13 июля вернулся в главную базу. 5 — 6 октября 1943 г. перешел из Полярного в Иоканьгу, а затем находился в дозоре на линии Канин Нос — Св. Нос. 8 октября из-за сильного шторма ушел с линии дозора и укрылся в Ио-каньге. 13 октября выходил на усиление конвоя АБ-7.15 — 16 октября сопровождал из Иоканьги до Поноя конвой ИБ-36 (госпитальное судно «Воронеж»), шедший в Архангельск, затем вернулся назад. 19 октября в составе конвоя ИБ-37 |