Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. В феврале 1945 г. «Шквал» ходил в Констанцу. После окончания войны прошел капитальный ремонт и модернизацию. Первым командиром «Шквала» был Л.А.Владимирский, во время Великой Отечественной войны командующий эскадрой ЧФ, с 24 апреля 1943-го по 19 мая 1944 г. — командующий Черноморским флотом, а затем командующий эскадрой КБФ. Командиры во время войны: капитан-лейтенант Н.А.Кадыгробов (с 22.6 по 13.9.1941), капитан 3 ранга Д.Я.Баранов (с 13.9.1941 по 26.7.1942), капитан-лейтенант В.ГБакарджиев (с 26.7.1942 по 30.6.1943), капитан-лейтенант В.М.Герн-грос (с 30.6 по 22.12.1943), капитан-лейтенант П.А.Керенский (с 22. 12.1943 по 14.2.1945), капитан-лейтенант А.И.Соловьев (с 14.2 по 9.5.1945). Исключен из боевого состава флота 12.11.1952 и переклассифицирован в корабль обеспечения боевой подготовки (мишень). 9.5.1953 передан ВМУ механиков флота в Одессе и переоборудован в учебное электромеханическое судно «Сура». «ШТОРМ» К началу Великой Отечественной войны находился в капитальном ремонте на заводе № 201, был придан 1-й бригаде ПЛ. В ночь на 3 ноября 1941 г. вместе с двумя ЭМ и СКР «Шквал» вышел из Севастополя. На корабле, кроме экипажа и сдаточной команды, находились семьи рабочих «Севморзавода», эвакуируемые из Севастополя. После небольшого ремонта в Балаклаве на корабль были погружены бойцы аварийно-спасательного отряда ЧФ с имуществом и оружием. 4 ноября в 18.40 вместе с СКР «Шквал» вышел из Балаклавы в Поти. Начинался шторм. На рассвете 5 ноября на «Шквале» прорвало трубу главного паропровода. Ни сварщика, ни кислорода на СКР не было. На шлюпке со «Шторма» доставили баллон с кислородом. Через три часа сторожевики продолжили движение. Ночью шторм усилился, корабли потеряли друг друга, качка достигала 40°. К утру на «Шторме» закончилось топливо, и он лишился хода. Вскоре к СКР подошел тральщик, взял его на буксир и привел в Поти. После ремонта вступил в строй 24 июня 1942 г., вошел в состав 1-го ДЭМ. 26 июня «Шторм» перешел из Поти в Батуми, затем вернулся в Поти. 28 июня снова перешел в Батуми и, вступив в охранение танкера «В. Кутюрье», вышел с ним в Новороссийск, куда прибыл 29 июня. 2 июля СКР участвовал в отражении налета на Новороссийск. Одна из бомб попала в сложенное на пирсе оборудование и разбросала его. На корабль упали два поршня весом по 80 кг и несколько мотков тонкой проволоки, которые опутали полубак и мостик. Кроме того, при разрыве бомбы на СКР обрушилось много воды и грунта. 2 — 3 июля вместе с ЭМ «Незаможник» и СКР «Шквал» перешел из Новороссийска в Поти. |