Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. В 1941 — 1942 гг. СКР прошел капитальный ремонт. Участвовал в войне с Японией в составе 1-го дивизиона СКР 14 августа 1945 г. во 2-м эшелоне 3-го десантного отряда в качестве корабля охранения вышел из бухты Новик. 15 августа в составе отряда высадил в Сейсине 13-ю бригаду морской пехоты. С 4.35 до 18.30 шесть раз открывал огонь по берегу, подавил прожектор и 76-мм батарею противника, повредил железнодорожный мост и бронепоезд, разрушил здание вокзала и рассеял скопление пехоты противника. Израсходовал 75 102-мм снарядов. В течение дня дважды открывал огонь по вражеским самолетам, выпустив 200 37-мм снарядов. Утром 16 августа взял на буксир подорвавшийся на мине и потерявший ход ТР «Дальстрой». С 16.20 по 17.00 обстреливал завод «Мицубиси» и скопление японских войск в районе жиркомбината. Потопил японскую шхуну с войсками. 18 августа к 16.00 с шестью ТКА принял 77-й батальон 13-й бригады морской пехоты — 300 человек, 6 45-мм орудий и 6 82-мм минометов. В 16.35 отряд вышел из Сейсина в п. Одецин, скорость 18 уз. «Метель» с помощью РЛС определялась по береговой черте. В 18.00 десант был высажен с ТКА на берег и к 18.57 овладел городом. СКР из-за малых глубин опасался подходить к причалу и высаживал десантников на катера. После промера глубин кормой подошел к причалу и к 19.45 выгрузил орудия и минометы. 20 — 21 августа в составе конвоя ССВК-2 вместе с тремя ТР перешел из Сейсина во Владивосток. За участие в освобождении Кореи от японских захватчиков 67 матросов, старшин и офицеров получили правительственные награды, а командиру корабля капитан-лейтенанту Л.Н.Баляки-ну присвоено звание Героя Советского Союза. 26 августа 1945 г. приказом НКВМФ СССР СКР «Метель» удостоен гвардейского звания. Командир во время войны с Японией: капитан-лейтенант Л.Н.Балякин (с 7.12 1944). 17.9.1945 СКР «Метель» вошел в состав Отряда учебных кораблей ТОФ. Исключен из боевого состава 30.11. 1954, переклассифицирован в несамоходный учебный корабль и 30.12.1954 переименован в «Тугур». «МОЛНИЯ» В 1945 — 1947 гг. прошел капитальный ремонт. Числился в составе 1-го дивизиона СКР В боевых действиях не участвовал. Командир во время войны с Японией: старший лейтенант А.М.Багуров (с 2.8. 1945 г.). 17.9.1945 вошел в Отряд учебных кораблей ТОФ. Исключен из боевого состава 30.11.1954, расформирован 1.7. 1955 и сдан в ОФИ для реализации. Литература и источники: 1 Боевая летопись военно-морского флота 1917 — 1941. М.. Воениздат. 1993. 2 Боевая летопись военно-морского флота 1941 — 1942. М., Воениздат, 1983. 3 Боевая летопись военно-морского флота 1943. М . Воениздат. 1993. 4 Материалы по боевым и навигационным повреждениям боевых кораблей ВМС во время Великой Отечественной войны. Раздел 5. М — П., Воен-мориздат, 1951. 5 Бережной С.С Корабли и суда ВМФ СССР М., Воениздат, 1988. 6. История отечественного судостроения, т.4. СПб, Судостроение. 1996. 7 Дубинин Н.П. Первые советские сторожевые корабли — «Судостроение» № 10, 1972 г. 8 Морин А.Б Сторожевые корабли типа «Ураган». «Гангут» № 6,7. 9. Платонов A.B. и др. Советские боевые корабли 1941 — 1945 4 IV. Вооружение. СПб., Цитадель, 1997. 10. Оружие российского флота СПб., Судостроение, 1996 11 Широкорад А. Советская корабельная артиллерия. М., — Спб., Велень, 1995. 12. Годлевский ГФ. и др. Походы боевые. М., Воениздат. 1966. 13. Октябрьская РФ. Штормовые годы. Киев, 1989 14 КБФ в Великой Отечественной войне (в 4-х тт.). М.. Наука. 1992. 15. Уваров П.В. На ходовом мостике. Киев. 1987. 16. Московский филиал ЦВМА, фонды 9, 10, 11, 39, 62, 66. 129, 156, 244. 32 «Морская коллекиия» № 5'2005 |