Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

Одновременно с постройкой кораблей в рамках формирования Морских Сил Дальнего Востока планировалось создание к 1 декабря 1933 года И-й бригады подводных лодок (БПЛ) в составе 5 дивизионов из 30 строившихся в Николаеве подлодок VI серии. В этой связи 2 июня 1933 года специальной директивой ВМС РККА предусматривалось осуществить отбор и подготовку кадров подводников для комплектования экипажей, сосредо-

точив их в Николаеве. Именно здесь под контролем командующего Морских Сил Чёрного моря (МСЧМ) и предстояло сформировать будущую II БПЛ МСДВ, а также произвести всесторонние испытания построенных лодок, после чего, осуществив их частичный демонтаж, отправить их с личным составом по железной дороге на Дальний Восток.

16 марта 1933 года первой из строившихся лодок спустили на воду С-236 (будущая М-3), затем, 8 и 9 апреля того же года соответственно С-243 (М-2) и С-237(М-1).

Во время попытки пробного погружения головной подлодки М-1 (командир - краском Н.И Виноградов) в акватории завода № 198 произошёл курьёзный случай - обнаружилось, что лодка по неизвестным причинам не дифферентуется. Когда её возвратили к заводскому причалу и вскрыли цистерны, оказалось, что в верхней части ЦГБ рабочие... просто забыли сделать отверстия для выхода воздуха, в связи с чем там образовались воздушные подушки, мешавшие дифферен-товке лодки. Дефект срочно устранили и лодку отправили в Севастополь для проведения испытаний.

Уже на переходе морем возникли новые проблемы. Так, обнаружилось, что лодкой в надводном положении трудно управлять из низкой и заливавшейся волнами рубки, имевшей к тому же ограниченный обзор. В свою очередь, в свежую погоду, столь характерную для Чёрного моря в осенний период, попадавшая в ограждение рубки через открытый рубочный люк вода заливала аккумуляторную батарею.

Выполнив все предусмотренные программой выходы в море с погружения-

16

«Морская коллекция» № 5'2009

ми и торпедными стрельбами в районе Севастополя, М-1 в конце октября 1933 года завершила испытания и возвратилась в Николаев.

Самостоятельный обратный переход подводной лодки оказался особенно тяжёлым, поскольку рано начавшиеся заморозки и лёд в Днепро-Бугском лимане и на реке Южный Буг сильно осложнили навигацию. Следуя в условиях плохой видимости при отсутствии навигационного обеспечения, лодка уже на подходе к Николаеву уклонилась от оси фарватера и села на мель, причём сняться с неё самостоятельно ей не удалось. К счастью, герметичность корпуса при этом нарушена не была. Вызванный по радио из порта ледокольный буксир «Снег» благополучно снял М-1 с мели, и вскоре она прибыла в завод для ревизии механизмов и устранения выявленных недостатков.


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz