Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. По итогам испытаний выяснилось, что лодка при заданной мощности всё же не развивает расчётной подводной скорости хода (не более пяти узлов вместо предусмотренных по проекту семи), медленно погружается (120 секунд) и к тому же имеет недостаточную мореходность. Отмечалась неудовлетворительная работа комбинированной передачи к компрессору высокого давления и трюмному насосу (от общего электродвигателя), а также батарейной венти- ляции, в связи с чем воздух в отсеках был загрязнённым, что отрицательно сказывалось на самочувствии личного состава. Госкомиссия отмечала также наличие значительной зоны запретных чисел оборотов дизелей в связи с крутильными колебаниями линии вала. Несмотря на использование при постройке деревянного натурного макета, расположение механизмов и устройств на лодке всё же признавалось стеснённым, что затрудняло доступ к ним личного состава для обслуживания. Отмечалась плохая обитаемость лодки и другие недостатки. Но самым неприятным сюрпризом было то, что предусмотренная для гашения положительной плавучести при торпедной стрельбе система полуавтоматического замещения торпед водой в противовсплытной цистерне, как оказалось, не работала: даже после одного торпедного выстрела на поверхности, демаскируя лодку, показывалась её носовая оконечность. В случае же залповой стрельбы демаскирующий эффект был ещё сильнее - лодка «показывала рубку», то есть над поверхностью воды показывались антенные устройства и часть ограждения рубки, что в боевых условиях грозило бы субмарине самыми катастрофическими последствиями. Те же недочёты вскоре обнаружились при испытаниях М-2 и М-3. Добиться эффективной работы данной системы так и не удалось. Недостатки в конструкции «малюток» послужили основанием для принятия самых экстренных мер для их устранения - ведь к этому времени строительство серии было в самом разгаре, в разной степени готовности находились уже около двух десятков лодок. Для улучшения их боевых качеств в ноябре 1933 года в Николаев выезжала специально созданная комиссия под председательством наморси РККА В.М.Орлова. Кроме главного конструктора проекта А.Н.Асафова в её состав входили также такие видные представители науки, промышленности и флота, как П.Ф.Папкович, Ю.А.Шиманский, специалист по электросварке В.Ф.Вологдин и другие. Комиссия самым тщательным образом обследовала специально поднятую на стенку Большого ковша подводную лодку М-1. На основании изучения всех обстоятельств был сделан вывод о том, что главной причиной снижения надводной скорости «малютки» было неучтённое при проектировании явление интерференции волн при движении корабля. Специалисты имели в виду зависимость сопротивления движению корабля от соотношения между его собственной длиной и длиной образующихся при |