Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Одна из ПЛ УУ-бис серии, Черноморский флот «Морская коллекция» № 5'2009 19 горелками. В итоге впервые в мировой практике николаевским кораблестроителям в содружестве с ленинградскими НИИ судостроения и ЦКБС-2 всё же удалось создать цельносварной корпус подводной лодки, что имело в дальнейшем большое практическое значение. Тем временем строительство «малюток» на обоих заводах продолжалось. Как водится, случались и происшествия. Так, 22 ноября 1933 года во время достройки подлодки № С-245 (будущая М-5) через оставленный на длительное время открытым клапан спуска забортная вода из осушительной магистрали стала поступать внутрь корпуса. В результате оказались частично затопленными 3-й отсек и главный электродвигатель (в дальнейшем по той же причине в разное время произошли подобные случаи и на ряде других лодок этой серии). В декабре 1933 года одна из первых «малюток» серии номер С-244 (будущая М-6) осуществила под командованием лейтенанта В.А.Мазина оди- Эшелон с «малютками» в районе озера Байкал (Музей истории Тихоокеанского флота) ночный переход в ледовых условиях из Севастополя в Одессу и затем за ледоколами из Одессы в Николаев. 18 декабря того же года с помощью ледоколов сквозь лёд толщиной 25 см из Николаева вышла С-238 (будущая М-8), а 5 января 1934 года вернулась по ледовому фарватеру в Николаев. Несмотря на тяжёлые ледовые условия на маршруте перехода, корпуса обеих лодок повреждений не имели. Из 30 строившихся «малюток» 28 предназначались для отправки на Тихий океан, а две лодки (М-51 и М-52) по решению правительства оставались на Чёрном море в качестве учебных для подготовки кадров подводников. Параллельно с выпуском серии «малюток» для их перевозки на судостроительном заводе № 198 в Николаеве строились 18 специальных 120-тонных железнодорожных транспортёров, каждый из которых состоял из двух тележек-платформ. В начале ноября 1933 года приступили к формированию первого эшелона для отправки «малюток» на Дальний Восток. Погрузка производилась на стенке восточной набережной Большого ковша завода № 198, где на заранее подведённые к стенке железнодорожные платформы плавкраном грузились корпуса подлодок постройки обоих заводов. Из воспоминаний первого командира М-1 А.В.Бука- «... производили некоторый профилактический демонтаж, чтобы несколько сгладить обводы корпуса, который предстояло упрятать в гигантский чехол, сшитый из мешковины. Стремясь предупредить возможные деформации магистралей, моряки рассоединяли трубопроводы на фланцах. |