Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. С осей снимали все рули и их ограждения, ограждение боевой рубки, срезали банкет вокруг неё, ослабляли болты крепления газоводов. Под корпуса подлодок подвели подкильные «полотенца», поскольку после выгрузки аккумуляторных батарей лодка теряла положительную остойчивость и могла находиться на воде лишь с помощью кранов на «полотенцах». Когда закончили демонтаж, все детали погрузили в вагоны, предварительно привязав к ним бирки с названием подлодки. 150-тонный кран поднял лодку из воды и установил её на транспортёр - специальное сооружение, рассчитанное на длительный срок пребывания на нём лодки без каких-либо прогибов корпуса. На стальных балках транспортёров 20 «Морская коллекция» № 5'2009 На страницах 20 (в н и з у) и 21 (в верху) - фотографии первого эшелона с тремя «малютками» во время стоянок по пути на Дальний Восток, декабрь 1933 г. лежали деревянные «подушки», точно совпадающие с обводами корпусов. Нос и корма крепились к продольным балкам транспортёра стальными «полотенцами». К 1 декабря три первые подлодки VI серии (М-1, М-2 и М-3) установили 150-тонным плавкраном на транспортёры и закрыли брезентом. С каждой лодки для уменьшения её массы, исходя из ограничений по грузоподъёмности транспортёров (120 тонн, но фактически её массу на время перевозки уменьшали даже до 110 тонн), предварительно демонтировали прочную рубку с ограждением, рули, гребной вал, аккумуляторную батарею, якорь с якорным канатом, орудие и выгрузили твёрдый балласт. Всё это разместили отдельно в вагонах. Эшелон тянули сразу два локомотива. Экипажи кораблей во главе с командирами также размещались в вагонах и следовали в составе эшелона вместе со своими кораблями. Для обеспечения сборки и проведения испытаний лодок по месту будущего базирования во Владивосток следовали и специально откомандированные на судоремонтный завод № 202 заводские специалисты. После короткого митинга в тот же день эшелон торжественно отправился из Николаева на Дальний Восток. Долгая дорога к Тихому океану пролегала через обширные, часто малонаселённые территории с различным рельефом и климатическими зонами, через степи, тайгу и даже горные массивы. Несмотря на то, что предварительно весь маршрут был проверен специальной экспедицией, осуществившей промеры мостов и тоннелей, морякам первого эшелона, особенно начальнику эшелона (он же командир М-2) старшему лейтенанту A.B.Буку пришлось поволноваться. |