Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

И М-1, и М-2 отстрелялись успешно. Лудри и все сопровождавшие его, находясь в кабельтове от стреляющих лодок, на буксире, могли убедиться, что после залпа «малютки» не выскочили на поверхность. Едва ошвартовались у пирса, сошли на берег, как на меня набросился Кулешов: «Вы втёрли очки начальству — стреляли не из-под перископа, а с глубины». Доказать свою правоту мне было легко: я просто сказал, куда пошли торпеды - это можно было увидеть только в перископ.

А на разборе, где обо всех «фокусах» было обстоятельно доложено, командование нас похвалило. Понятно, плохо, когда в технике или оружии есть несовершенство, нужно его устранять. Но в то же время надо уметь воевать и тем оружием, какое есть, надо знать и использовать его сильные стороны и уметь, коль есть слабые, компенсировать их своим мастерством. В бою ведь не сошлёшься на конструктивные недостатки.

Любили мы свои «малютки». Несмотря ни на что, считали их самыми лучшими лодками. И с сожалением расставались с ними, когда в сентябре 1934 года пришёл приказ о назначении трёх первых «малюточников» - меня. Бука и Полтавского - командирами «щук»...

Отрабатывались и действия лодок применительно к местным условиям. В зиму 1934/35 года М-4 (командир -ст. лейтенант В.А. Долгов) и М-6 (командир - ст. лейтенант В.А.Мазин) в учебных целях совершали выходы из базы подо льдом. Во время одного из выходов в море М-6 села на мель, получив повреждения с образованием вмятин и трещины в носовой части корпуса. После снятия лодки с мели вмятины удалось выправить, а трещину заварить.

В следующую зиму выполнила первый десятисуточный поход на полную автономность М-17 (командир - лейтенант М.И.Куприянов). Затем было совершено групповое плавание М-16 (командир - ст. лейтенант И.И. Байков, он же командир группы лодок), М-17 (командир - лейтенант М.И. Куприянов) и М-18 (командир - ст. лейтенант Г.И. Гаврилин).

В боевой подготовке «малюток» произошёл перелом, их стали использовать

Малая ПЛ М-55, послевоенное фото

увереннее и смелее. Сделали вывод, что для 10-суточного плавания следует дополнительно принимать топливо в одну цистерну главного балласта. А на строящихся подлодках стали специально приспосабливать часть балластных цистерн для приёма топлива».

Из воспоминаний бывшего командира М-17 М.И.Куприянова:

«21 сентября 1934 года в Уссурийском заливе при отработке М-8 (краском -М.М. Евгеньев) упражнения по поклад-ке лодки на грунт с постановкой на подводный якорь на глубине 42 м во 2-й отсек из-за поломки штока заборт-


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz