Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

ного клапана учеником-трюмным стала поступать забортная вода. Вскоре давлением воды шток вырвало полностью, после чего в отсек дали ВВД (воздух высокого давления). Лодка всплыла и была взята на буксир тральщиком «Геркулес», но спустя 9 часов 30 мин. после начала буксировки на траверзе мыса Голдобин М-8 затонула из-за ошибочных действий неопытного личного состава, включая командира М-8, покинувшего лодку и не задраившего переборки. Наряду с этим, были оставлены незакрытыми переговорные трубы и клинкеты вентиляции. Лодку

«Морская коллекция» № 5'2009

25

подняли 23 сентября и после ремонта вновь ввели в строй».

9 апреля 1935 года на подводной лодке М-24 во время стоянки в базе повторился случай, впервые имевший место на достройке М-5 ещё в 1933 году: забортной водой из оставленного по ошибке открытым клапана спуска главной осушительной магистрали были частично затоплены трюм и главный электродвигатель. А 8 сентября 1938 года аналогичный случай произошёл и на стоявшей в базе «малютке» М-15.

Н.И. Виноградов, первый командир ПЛ М-1 (фото 1940-х гг.)

С образованием 4 октября 1939 года Северной Тихоокеанской военной флотилии (СТОВФ), которую возглавил флагман 2 ранга М.И.Арапов, в её состав наряду с другими кораблями перечислили 25-й дивизион И-й БПЛ «малюток», пополненный также М-23 и М-24 из 24-го дивизиона.

С июня 1940 года 22-й ДПЛ (М-7, М-8, М-9, М-10, М-11 и М-12) также был выведен из состава И-й БПЛ и переподчинён командиру Владимиро-Ольгинской ВМБ. А в июле того же года М-21 и М-22 включили в состав Отдельного учебного ДПЛ ТОФ.

В феврале 1941 года на основании приказа наркома ВМФ подводные силы ТОФ были переформированы. Изменился и состав дивизионов И-й БПЛ, по-прежнему базировавшейся в бухте Малый Улисс, куда, кроме лодок VI серии, вошли подлодки других проектов: 5-й ДПЛ (6 лодок типа Л); 6-й ДПЛ (М-1 - М-6, М-13 - М-15) и 7-й ДПЛ (М-17 - М-20, 3 ПЛ Vl-биc серии, а также М-16, находившаяся в капитальном ремонте). Там же в составе ОДПЛ при Учебном отряде подводного плавания (УОПП) базировались М-21 и М-22

В состав 9-го ДПЛ Ш-й БПЛ (Совгавань) вошли М-23 - М-28, а в состав 2-го Отдельного дивизиона подводных лодок (залив Владимира) - М-7 - М-12.

26 декабря 1940 года М-2, М-19, М-20 и М-24 впервые в мире совершили групповое плавание подо льдом.

Группа ПЛ VI серии, на втором плане слева - «спецсуда» № 257 и 259 (хорошо видны заводские номера на бортах) на достройке, там же справа - лодка, только завершившая испытания (номера закрашены).


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz