Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Отозванная с позиции М-74 после ремонта была послана в третий поход. На этот раз ей предстояло попытаться проникнуть на внутренний шхерный фарватер юго-западнее Хельсинки. Движение в подводном положении в условиях шторма и тумана не дало никаких результатов, кроме риска потерять лодку если не на камнях, то от воздействия противника, и М-74 вернули обратно. Ко всему выяснилось, что финны шхерный фарватер не использовали. Четвёртый поход, начавшийся 12 января, закончился через трое суток -по причине ледостава в Финском заливе и обрыва под тяжестью льда антенн, в результате чего М-74 лишилась связи и нуждалась в срочном аварийном ремонте. М-75 (командир - ст.лейтенант П С. Тарасов) в финскую кампанию совершила пять боевых походов, правда, также безрезультатных. При этом на ней постоянно происходили поломки и отказы -то выходил из строя электропривод горизонтальных рулей, то гирокомпас, то переставала включаться кулачная муфта. Из третьего и четвертого походов подлодку отозвали из-за начавшегося сильного шторма. По той же причине завершился и последний поход 5 января к Хельсинки - восьмибалльный шторм повредил надстройку, барбет орудия, сломал антенные стойки, сорвал несколько листов наружной обшивки. 10 января подлодка вернулась в базу и начала аварийный ремонт М-76 (командир - ст.лейтенант Г.А. Жаворонков) в декабре 1939 года выходила в море трижды, причём из второго была отозвана из-за поломки кулачной муфты, а из третьего (25 декабря) -из-за шторма. Первый выход на М-77(командир -ст.лейтенант А.Е. Чемоданов) на позицию сорвался по причине не снятого с лодки, в нарушение инструкции, твердого балласта - в итоге первое же погружение едва не привело к падению М-77 на дно, и спасла её только аварийная продувка всего водяного балласта. В последующих двух походах лодка контактов с противником не имела и боролась лишь с сильным штормом, причём в одном случае произошла утечка электролита из аккумуляторной батареи, ставшая причиной досрочного возвращения в Палдиски. «Морская коллекция» № 5'2009 29 Построечные даты подводных лодок ХЛ-бис серии
В последнем, четвёртом походе М-77 имела единственный за войну контакт с противником, причём воздушным. Утром 7 января 1940 года, следуя в надводном положении на позицию в район банки Кальбодагрунд, лодка обнаружила одиночный финский самолёт, обстрелявший её из пулемёта. В свою очередь, лодка не могла ответить огнём из 45-мм автомата, покрытого густым слоем смазки - пока комендоры приводили его в боеспособное состояние, подводникам приходилось отвечать только одиночными выстрелами (по причине обмерзания) из установленного на ограждении рубки пулемёта «максим». Лишь спустя 20 минут орудие могло стрелять - и положение изменилось. Тогда пилот сбросил бомбу, упавшую в 120 м за кормой, и улетел. |