Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

Все эти подводные лодки (за исключением 16-тонной «Форели») перевозили в полуразобранном виде. Подчиняясь железнодорожным регламентам по весу и габаритам транспортируемых грузов, со всех лодок демонтировали всё, что можно было снять, разобрав для этого

большинство механизмов и выгрузив аккумуляторы, а также демонтировав надстройки, чтобы обеспечить безопасное прохождение железнодорожных транспортёров с подводными лодками через мосты и тоннели на маршруте следования.

По прибытии во Владивосток лодки собрали и спустили на воду, а затем укомплектовали личным составом. Ещё до окончания войны все они прошли испытания и приступили к несению дозорной службы на подходах к крепости. Позже число этих кораблей довели до тринадцати - уже в 1905 году во Владивосток также по железной дороге доставили ещё шесть подводных кораблей «Щука», «Осётр», «Кефаль», «Палтус», «Бычок» и «Плотва» (последние четыре лодки прибыли уже после войны).

Из перечисленных субмарин был составлен Минный отряд - первое в мире боеготовое соединение подводных кораблей. А сам факт появления

во владивостокской бухте Золотой Рог действующего отряда подводного плавания под Андреевским флагом буквально потряс японцев. Единственный случай обнаружения выходившей в море 9 февраля 1905 года русской субмарины японскими разведывательными миноносцами послужил причиной того, что неприятельский флот до конца войны не рисковал более показываться у Владивостока.

Следует напомнить, что перечисленные русские подводные корабли в большинстве своём были всего лишь малыми лодками прибрежного действия с достаточно ограниченными возможностями, а отправка их во Владивосток подрзумевала лишь обеспечение обороны порта. Возможность действия Минного отряда на значительном удалении от базы даже не рассматривалась. Лучшие и наиболее крупные из" подлодок - 140-тонные, типа «Касатка» имели дальность плавания в надвод-

2

«Морская коллекция» № 5'2009

Первый эшелон с подводными лодками на пути во Владивосток, 1904 г.

(ВТС «Бастион»)

ном положении 300 миль при скорости 14 узлов и 1200 миль при скорости 7 узлов, а в подводном - 100 миль при скорости 5,5 узла. Вооружены они были четырьмя торпедными аппаратами конструкции Джевецкого. ТТХ остальных лодок выглядели ещё скромнее.

Тем не менее русские подводники разрабатывали активные планы и многочисленные варианты использования своих субмарин во взаимодействии с надводными кораблями - в частности, для набегов на японские порты на островах Хоккайдо и Хонсю. Правда, планы эти так и остались на бумаге, затерявшись где-то в санкт-петербургских коридорах власти. А вскоре и войне пришёл конец...


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz