Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

Однако Минный отряд ещё целое десятилетие служил в составе Сибирской флотилии вместе с немногочисленными крейсерами и миноносцами изрядно поредевшего после Порт-Артура и Цусимы Российского Императорского флота. Когда же в годы Первой мировой войны возникла необходимость в подводных лодках на Балтике и Чёрном море, большую их часть успешно перевезли по железной дороге уже в обратном направлении, в очередной раз доказав на практике возможность эффективного использования сухопутных магистралей для манёвра силами флота.

Во время Гражданской войны этот опыт оказался востребован и пригодился при переброске в 1919 году подводных лодок «Минога», «Макрель», «Касатка» и «Окунь» с Балтики на Волгу для укрепления Красной Астраханско-Каспийской военной флотилии. Участок от Петрограда до Саратова эти лодки преодолели по железной дороге на специальных железнодорожных транспортёрах, изготовленных на Ижорском заводе. В 1919 году субмарины проходили службу в составе Волжско-Каспийской военной флотилии.

Ещё одной страной, располагавшей подобным уникальным опытом, была Германия, где в годы Первой мировой войны, не без оглядки на русских, построили четыре (!) серии малых подводных лодок (типа иВ-1 и иВ-М) и малых минных заградителей (11С-1 и иС-И), специально приспособленных для переброски по железной дороге.

Германские малые подводные лодки прибрежного действия типа 11В выпуска 1914 - 1915 годов представля-

Корпус ПЛ типа «Сом» на железнодорожном транспортёре, 1904 г.

Некоторые данные по первым русским подводным лодкам во Владивостоке в 1904 — 1905 годах

№ п/п

Название

Тип

Надводное водоизмещение, т

Место пос!ройки

1

«Дельфин»

Бубнова и Беклемишева

113

Балтийский завод

2

«Касатка»

То же

140

То же

3

«Фельдмаршал граф Шереметев»

То же

140

То же

4

«Скат»

То же

140

То же

5

«Налим»

То же

140

То же

6

«Сом» (бывшая ПЛ «Фультон»)

Голланд

105

США

7

«Щука»

То же

110

Невский завод

8

«Форель»

Крупп

16

Германия

9

«Осётр» (бывшая ПЛ «Протектор»)

Лэк

   
 

137

США

   

10

«Бычок»

То же

150

То же

11

«Плотва

То же

150

То же

12

«Палтус»

То же

150

То же

13

«Кефаль»

То же

150

То же

«Морская коллекция» № 5'2009 3

ПЛ «Налим» на железнодорожном транспортере, декабрь 1904 г.


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz