Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Однако Минный отряд ещё целое десятилетие служил в составе Сибирской флотилии вместе с немногочисленными крейсерами и миноносцами изрядно поредевшего после Порт-Артура и Цусимы Российского Императорского флота. Когда же в годы Первой мировой войны возникла необходимость в подводных лодках на Балтике и Чёрном море, большую их часть успешно перевезли по железной дороге уже в обратном направлении, в очередной раз доказав на практике возможность эффективного использования сухопутных магистралей для манёвра силами флота. Во время Гражданской войны этот опыт оказался востребован и пригодился при переброске в 1919 году подводных лодок «Минога», «Макрель», «Касатка» и «Окунь» с Балтики на Волгу для укрепления Красной Астраханско-Каспийской военной флотилии. Участок от Петрограда до Саратова эти лодки преодолели по железной дороге на специальных железнодорожных транспортёрах, изготовленных на Ижорском заводе. В 1919 году субмарины проходили службу в составе Волжско-Каспийской военной флотилии. Ещё одной страной, располагавшей подобным уникальным опытом, была Германия, где в годы Первой мировой войны, не без оглядки на русских, построили четыре (!) серии малых подводных лодок (типа иВ-1 и иВ-М) и малых минных заградителей (11С-1 и иС-И), специально приспособленных для переброски по железной дороге. Германские малые подводные лодки прибрежного действия типа 11В выпуска 1914 - 1915 годов представля- Корпус ПЛ типа «Сом» на железнодорожном транспортёре, 1904 г. Некоторые данные по первым русским подводным лодкам во Владивостоке в 1904 — 1905 годах
«Морская коллекция» № 5'2009 3 ПЛ «Налим» на железнодорожном транспортере, декабрь 1904 г. |