Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Непотопляемость обеспечена при затоплении одного любого отсека. Ледокол остаётся на плаву, имея положительные надводный борт и аварийную остойчивость при затоплении двух крайних носовых или кормовых отсеков. Энергетическая установка Главная ЭУ — трёхвальная дизель-электрическая на постоянном токе. Гребные электродвигатели получают энергию от трёх главных дизель-генераторов. Главные дизель-генераторы 13Д100 состоят из дизелей типа Д100, изготовленных на Харьковском паровозостроительном заводе имени В.А. Малышева, и двух двухъякорных генераторов ПН-145 мощностью по 625 кВт при напряжении 400 В. Схема электроснабжения позволяет обеспечить следующие режимы: - работу одного из двух дизель-генераторов на носовой гребной электродвигатель; - работу двух любых дизель-генераторов на два кормовых гребных электродвигателя; - работу трёх дизель-генераторов на два кормовых гребных электродвигателя; - работу любого дизель-генератора на два кормовых гребных электродвигателя. На ледоколах проекта 97 впервые в отечественном судостроении была создана автоматизированная система 8 « Морская коллекция» № 8'2009 электродвижения на постоянном токе с новыми принципами регулирования работы гребных электродвигателей. Особенность принятой системы движения заключалась в том, что уровень возможного использования мощности главных дизель-генераторов постоянного тока устанавливался заранее принятой ступенью в 610, 710 или 810 об/мин. Дальнейшее регулирование скорости и заданной частоты вращения гребных электродвигателей осуществлялось или из двух постов управления, размещаемых в ходовой рубке, или из центрального поста энергетической установки. В любых случаях частота вращения главных дизель-генераторов оставалась неизменной, что при изменении мощности установки не приводило к смене частоты вращения первичных двигателей и благоприятно сказывалось на сохранении их моторесурса, особенно при частых реверсах во время маневрирования во льдах. Система оказалась весьма эффективной, поэтому впоследствии многие её принципы успешно применялись на дизель-электрических судах типа «Амгуэма» и атомных ледоколах второго поколения. На судне также установлены три вспомогательных дизель-генератора переменного тока ДГТ 200/1 общей мощностью 600 кВт с двигателями 6ч 25/34. На стоянке подача электроэнергии обеспечивается стояночным дизель-генератором мощностью 100 кВт. Для уменьшения шумности при работе главных дизель-генераторов забор воздуха осуществляется не из помещения, а снаружи, кроме того, по подволоку отделения прокладывается шумо-поглощающая изоляция из капронового волокна. |