Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. ПСКР ПРОЕКТА 52 «ПУРГА» Проектирование пограничного сторожевого корабля, способного действовать во льдах, началось в рамках программы «крупного морского судостроения» 1936 г. Проект в 1937 — 1938 гг. разработало ЦКБ-32 (ныне — «Балтсудопроект») по заказу Морпогранохраны НКВД. 17 декабря 1938 г. корабль заложили на заводе «Судомех» (ныне — Северная площадка «Адмиралтейских верфей»), а 24 апреля 1941 г. он сошёл на воду. Его вступление в строй планировалось в том же году. Но с началом войны строительство сторожевика, имевшего готовность 28%, прекратили, а недостроенный корабль законсервировали. Постройка была возобновлена лишь в 1951 г. и продолжалась около пяти лет. Ледокольный корабль «Пурга» вступил в строй 31 марта 1957 г. Ледовые качества корабля обеспечивались повышенной прочностью корпуса (например, толщина обшивки ледового пояса 25 мм), формой форштевня, наличием носового и кормового диффе-рентных отсеков и бортовых креновых цистерн. Гребные винты, как обычно у ледоколов, изготавливались из качественной стали и имели съёмные лопасти. В 1957 — 1959 гг. служба «Пурги» проходила на Севере. В этот период пограничный корабль задержал несколько иностранных судов, занимавшихся незаконным промыслом. Летом 1959 г. «Пурга» Северным морским путём перешла на Дальний Восток и стала базироваться на Петропавловск-Камчатский. За время службы корабль прошёл 411 386 миль и задержал 26 иностранных судов-нарушителей границы. 16 марта 1990 г. на «Пурге» торжественно спустили флаг и гюйс. Ветераны морской пограничной охраны предлагали организовать на её борту музей, но всё же заслуженный корабль был продан на слом за границу. Именно удачный опыт проектирования, постройки и эксплуатации «Пурги» стал побудительным мотивом для создания серии пограничных сторожевых кораблей проекта 97П. ПСКР «Пурга» имел следующие тактико-технические характеристики: Полное водоизмещение — 3819 т. Длина по КВЛ — 95,3 м, ширина по КВЛ — 15,1 м, осадка при нормальном водоизмещении — 5,37 м. Суммарная мощность шести главных двигателей — 12 ООО л. с. Максимальная скорость при работе трёх винтов — 17 уз. Дальность плавания при экономическом ходе — 12 500 миль. Экипаж — 250 чел. Вооружение: 4 — 100-мм (Б-34УСМ); 12 — 37-мм (В-11); 4 бомбомёта (БМБ-2). «Морская коллекция» № 8'2009 |