Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. И здесь, в конструкции «железа», на принципиально новом корабле многое нужно было начинать с «чистого листа», накапливать собственный опыт. Много споіюн. например, вызвал епосію (тыковки крупногабаритных объемных секции (а не плоскостных, как раньше) у новых кораблей — «заклепочное» мышление требовало ступенчатой сварки листов (похожей на кирпичную кладку), а новая технология подталкивала к кольцевому стыку. Сторонники этих двух течений столкнулись на совещании, посвящешюм «колбасному резу», у министра судостроительной промышленности В.А. Малышева 5 нюня 1952 года. Решено было сваривать по новому, но осторожности ради сваренный корпус «Спокойного» подвергли изгибу в доке. Трофейный эсминец при таком испытании переломился, наш же выдержал заданные расчетами нагрузки... Сегодня на эту тему уже никто не спорит — абсолютно все секции стыкуются кольцевыми сварными швами. Это лишний довод к тому, что прерывать процесс кораблестроения со своими приемами и традициями никак нельзя — догонять потом тяжело, а порой и невозможно — все быстро уходит вперед. Сегодня, к примеру, нам недоступна модульная тех нология проекти|Х)вания военного корабля, а весь иро-г|мч'снвный мир уже так строит. В феврале 1952 года завод имени Жданова (№ 190) в Ленинграде приступил к обработке металла для строительства головного эсминца проекта 56 «Спокойный». Строительство шло быстрыми темпами, но испытания затянулись: с ноября 1954 и до 27 июня 1956 года корабль шесть раз вводился в док для различного рода подкреплений корпуса и мачт, переделки нефтяных цистерн, четырежды ремонтировался выдвижной обтекатель ГАС. Специальная комиссия расследовала причины недобора скорости, результатом работы которой явилось отрезание кормовой части и изготовление новой, с установкой одного руля по ДП (площадью 11,5 кв. метров) и выкружек гребных валов («штанов») вместо кронштейнов, на которых были замечены кави-тационные явления, а также замены винтов с трехлопастных на четырехлопастные уменьшенного шага и увеличенного диаметра. Причём любопытно, что на СКР пр. 42 два руля и кронштейны дали прирост скорости по сравнению с ожидаемой, а на новом эсминце — наоборот. Удивительно, но факт — из построенных по типовым чертежам, серийных кораблей «Бравый» («хромая нога») никогда не мог дать своей проектной скорости, «Скрытный» отличался «тяжелым» характером своей энергоустановки, кто-то из эсминцем!, напротив, имел легкий ход и мягкий нрав... |