Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Скоростные качества после улучшений и доводки винто-рулевого комплекса резко улучшились: «Спокойный» развил 39 узлов, а эсминец «Настойчивый» в 1957 году на испытаниях показал (на мелководной мерной миле) рекордную послевоенную скорость в 41 узел! Впрочем, служившие на этих кораблях упорно утверждают, что для «их» эсминца дать 40 и более узлов в море не было проблемой, а «их» командир любому кораблю «добавил бы пол-узла». Мореходные испытания «Спокойного» проводились с 3 по 16 декабря 1955 года на Балтике (волнение до 5, ветер до 8 баллов). Только при четырехбалльном волнении, при ходе за 18 узлов, начиналось забрызги-вание 130-мм артустановки «СМ-2-1», носового и бортовых 45-мм автоматов «СМ-20-ЗИФ». Сопровождение целей для артиллерии главного калибра терялось при кренах более 20 градусов, приготовить и ставить мины можно было до скорости в 24 узла (при 5 — балльном волнении до 14 узлов), такие же ограничения касались применения кормовых бомбометов. Хотя при скоростях свыше 24 узлов на таком волнении корабль «накрывался» облаком брызг, что затрудняло ис- - 9 пользование корабельного оружия, включая даже торпедное, все это не шло ни в какое сравнение с эсминцами предыдущих покатений, даже с «Неустрашимым». Приемная комиссия положительно оценивала мореходные качества корабля: так, например, при пятибалльном волнении эсминец «Спокойный» развил скорость полного хода, при этом обеспечивающий эсминец проекта 30-бис не смог дать даже 14 узлов, отстал сразу и сильно при этом .(а. 1ппалея. В 1956 году мореходные испытания продолжились в Баренцевом море, где на более длинной волне корабль показал себя с еще лучшей стороны. Испы-тывались и новые системы успокоения качки — на «Находчивом» была смонтирована электронная автоматическая система управления выдвижными рулями (устройство 128). Любопытно, но поскольку головной эсминец «Спокойный» был принят ВМФ позже своих серийных собратьев, впоследствии в публикациях возникла дискуссия о названии типа этих кораблей («Пламенный», «Вдохновенный» и т.д, которые на самом деле даже не были головными на своих заводах-строителях). Стоимость головного корабля (в ценах 1961 г.) была определена в 24,2 млн. рублей, тогда как серийные в среднем были дешевле в два раза. Это закономерное явление — в цену головного корабля включают стоимость конструкторских работ, оснастку, которые для последующих уже не нужно изготаативать. |