Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. К этому времени в США создали турбинные агрегаты на высоких параметрах пара, дутье воздуха осуществлялось через экономайзеры прямо в топку (мы же по старинке «надували» котельные отделения), в электроэнергетике применялся переменный ток, в корпусных конструкциях широко использовалась сварка, но самое важное их достижение на эсминцах, пожалуй, универсальная скорострельная 127-мм пушка с длиной ствола в 38 калибров, оснащенная системой управления огнем Мк-37, в которую входил радар Мк-4. По тем временам для наших специалистов это было фантастикой, потому что радар уверенно выдавал целеуказание по воздушным целям со скоростями до 740 км/час! Отечественная артиллерия, даже с итальянскими системами наводки «Централь», с са-. молетами противника воевать не могла. Но американцы не спешили нам оказывать техническую помощь. Когда же началась неожиданная дружба СССР и Германии, стало ясно, что в пику этому США своими достижениями тем более ни за что не поделятся — безрезультатно окончились в 1939 году переговоры Амторга о заказе через американскую компанию «Гиббс энд Кокс» эсминца вообще с восемью 127-мм скорострельными универсальными орудиями. Вот это была бы машина! Конечно, этот корабль нам не достался даже в чертежах, зато американцы поставили машинно-котельную установку «Вестингауз», по мощности и габаритам подходившую под 7У или 30, которую мы впоследствии скопировали в более мощном варианте для проекта 35 и довели до кондиции на проекте 41. Таким образом, с конца 1939 года судостроительный опыт мы начали черпать на верфях Германии — у строившихся немецких эсминцев калибр артиллерии (неуниверсальной) дошел до 150 мм, водоизмещение перевалило за 4500 тонн. Хотя было видно, что корабли эти еще «сырые», тем не менее и здесь поле для заимствований было широким: сварка, применение легких сплавов для облегчения надстроек, синтетические пластики, полупрямоточные котлы системы Вагнера, устройства успокоения качки, радары, конструкции систем живучести, стабилизации артиллерии. И эти эсминцы также убеждали наших специ- алистов в мысли, что заложенные лидеры проекта 48 надо срочно совершенствовать. 19 октября 1940 года из программы Ждановского завода эти корабли были исключены, а достраивались лишь два черноморских лидера. В 1940 году ЦКБ-32 и КБ завода имени Жданова были проработаны варианты уже значительно улучшенного проекта 35, с учетом полученного заграничного опыта, с тремя двухорудийными башнями и принято резонное решение с 1941-42 года строить корабли именно такого типа: на заводе № 190 началась подготовка плаза для закладки головного эсминца «Удалой». В итоге свернув программу строительства проекта 48, не успели реализовать в условиях начавшейся войны с Германией проект 35. |