Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

Капитан 2 ранга Мориц Бауэр («Веле-бит»): «На скорости 6 уз. возникло ослабление бортовой обшивки в носу, в районе заклепок с обоих бортов в 0,1 м выше ватерлинии возникли трещины толщиной 50 мм. через которые в корпус поступала вода... Передвижение по палубе крайне затруднительно, поскольку амплитуда качки достигала таких размахов, что волны захлестывались в дымовые трубы... Волнами сорван за борт кожух румпеля. Из-за плохого уп-

- ~ ■ ~г- ■ . ------^-4

■ Г— ' " "

лотнепия крышек люкон почти во все нижние помещения в больших количествах проникала вола. Большая часть экипажа страдала морской болезнью».

Капитан 3 ранга Эдуард Коссовель («Пандур»): «Корабль неплохо держался на волне, но к бою был неспособен. Движение против ветра возможно со скоростью не более 10 — 12 узлов...».

Капитан 3 ранга Франц Морин («Река»): «Корабль небоеспособен; торпедные аппараты не удерживаются стопорами и представляют опасность для персонала; доставка боеприпасов к орудиям практически невозможна. Экипаж страдает от морской болезни. Ра-

«Шарфшютце» в свежую погоду, 1906 г.

«Морская кампания» № 7'2007

41

Группа офицеров и матросов на юте «Шарфшютце» Крайний слева — капитан-лейтенант Б. Новотны. Хорошо видна 47-мм пушка

диостанция не действовала ввиду обрыва антенн...».

Капитан 3 ранга Богумил Новотны («Шарфшютце»): «При такой погоде эсминец небоеспособен, так как торпедные аппараты невозможно обслуживать, а артиллерия не имеет шансов на попадание».

Экипаж

Экипаж по штату насчитывал 70 человек — 5 офицеров и 65 нижних чинов. Спроектированные Ярроу эсминцы (не только австрийские) отличались стесненным размещением офицеров. Отведенные им помещения состояли из каюты командира, кают-компании, в которой должны были спать остальные офицеры, санузла и буфета. Отдельная каюта полагалась также кондукторам (штабс-унтер-офицерам). Унтер-офицеры и матросы размешались в трех весьма тесных кубриках. Отопление строилось по индивидуальному принципу — в отсеках было установлено 6 калориферов.

Характерная деталь: расположение жилых помещений на «хуссарах» соответствовало не британской практике, когда каюты командира и офицеров занимали самые кормовые отсеки, а германской — ближе всего к корме размешались унтер-офицеры, затем кондукторы и ближе всего к машинам — офицеры.


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz