Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

«Л-55» вывели из боевого состава 10 января 1940 г., передав в качестве опытового корабля Научно-исследовательскому морскому институту связи и телемеханики — на ней планировалось испытывать конструкции выдвижных антенн, через которые должна была обеспечиваться связь с подлодками в подводном положении, а также новые шумопеленгаторы «Спика» и «Мирак». С началом войны статус подлодки не изменился, но приказом командующего КБФ от 6.10.1941 ее включили в состав Отдельного учебного дивизиона подлодок. Корабли этого дивизиона ходили в боевые походы наравне со всеми, но «Л-55» это не касалось — в связи с устарелостью и ветхостью материальной части, посылать ее в море не планировалось ни в 1941, ни в 1942 г Наоборот, 10 декабря, в самом начале суровой первой блокадной зимы, ее временно законсервировали из-за нехватки топлива для отопления. 14 февраля 1942 г. субмарина, стоявшая у моста Строителей, пострадала от взрыва снаряда на палубе плавбазы — ее легкий корпус получил 12 осколочных пробоин, погиб несший верхнюю вахту краснофлотец. 8 августа нахождение подлодки в строю окончательно признали нецелесообразным и ее сдали на консервацию.

Впрочем, практически тогда же возникла идея использовать «пятьдесят пятую» в качестве плавучей зарядовой станции. Официальный приказ на этот перевод в новое качество последовал 7 мая 1943 г. Дизели «Л-55» неоднократно заряжали аккумуляторы других субмарин, в частности 30 апреля именно во время зарядки с нее произошел взрыв батареи на «С-4», в результате которого погибли три подводника.

В следующем году вражеская блокада Финского залива была прорвана, и наши подлодки возобновили боевую деятельность на просторах Балтики, базируясь на порты Финляндии. В один из них — Ханко — 4 декабря перевели «Л-55». Здесь субмарина обеспечивала зарядку батарей подлодок 1-го дивизиона, в том числе и знаменитой «С-13», потопившей в течение одного похода в январе-феврале 1945 г. лайнеры «Вильгельм Густлоф» и «Штойбен». Интересно отметить, что в отношении дисциплины экипаж ПЗС мало чем уступал моря-

10

«Морская коллекция» № 10'2008

Вверху: «Л-55» на Неве, 1939 г. Внизу: Долгое время «Л-55» являлась бессменным участником морских парадов в Ленинграде

кам с легендарной «зеки». Так, в донесении о состоянии воинской дисциплины на 1-м дивизионе за декабрь 1944 г. указывалось: «На ПЗС «Л-55» команда сборная со всех подлодок. Многие из них служат по 7 — 8-му году, имеют звание старшин, а исполняют обязанности рядовых, службой недовольны, как правило, списаны с действующих подлодок за недисциплинированность. На «Л-55» до сих пор нет ни одного офицера. Командует мичман Романов». Дело дошло до того, что командир бригады капитан 1 ранга СБ. Верховский пригрозил, что в случае продолжения дисциплинарных нарушений ПЗС отведут от причала на внутренний рейд, и она будет сообщаться с берегом не чаще одного раза в неделю! Так или иначе, но с выполнением основной задачи экипаж справился, и после окончания войны корабль перевели вместе с бригадой в Либаву, где 8 апреля 1947 г. он был законсервирован и поставлен на прикол. 16 мая 1949 г. подлодку переименовали в «ПЗС-6», а 25 сентября 1950 г. исключили из списков кораблей ВМФ, в связи со сдачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации. В последующие годы (по некоторым данным, вплоть до 1960 г.) корпус «англичанки» стоял в Либавском порту, пока его не разделали на металл.


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz