Граница - это не просто красная линия на карте.

Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках.



Предыдущая Следующая

Разумеется, четыре котла по сравнению с тремя у проекта 7 отличались повышенной прожорливостью. Однако увеличить запас топлива у «семерок-У» не удалось: после монтажа более громоздкой ГЭУ в тесном корпусе места для дополнительных цистерн уже не оставалось. А после укладки твердого балласта запас мазута даже пришлось немного уменьшить. Поэтому если скорость кораблей типа «Сторожевой» следует признать вполне удовлетворительной, то дальность плавания оказалась никудышной. Так, в 1943 году «Сообразительный» и «Способный» могли пройти экономическим ходом лишь 1380 миль, в то время как проектным заданием для «семерок» определялась дальность в 3000 миль—в два с лишним раза больше.

Любопытны расчетные данные о дальности плавания эсминца «Сообразительный», полученные по результатам похода этого корабля к о.Фидони-си в ноябре — декабре 1942 года (см.таблицу).

В штормовую погоду радиус действия эсминцев был, разумеется, еще меньше. Во время конвоирования транспортов из Туапсе к Босфору и обратно в ноябре 1941 года «Сообразительный» подчистую сжег полный запас топлива, пройдя всего 1066 миль за 114 ходовых часов.

То же самое можно сказать и о балтийских «семерках-У» — правда, в силу ограниченности театра, где они исполь-

Дальность плавания эсминца «Сообразительный», рассчитанная на основе реального расхода топлива в ноябре—декабре 1942 г.

Разрез по 41-му шпангоуту (см. в корму): 1 — каюта командира, 2 — каюта комсостава № 3 (на 2 человека), 3 — кубрик, 4 — погреб Ыв 2 130-мм боезапаса и 12,7-мм патронов, 5 — запасной отсек, 6 — каюта комсостава № 4 (на 2 человека). Чертеж выполнен согласно отчетной документации — окончательного технического проекта, утвержденного 2 сентября 1938 г. У реально построенных кораблей форма ходового мостика и очертания КДП отличались от проектного вида.

■ Несмотря на более высокое качество стал: английские турбины также не выдерживали экстре мального режима эксплуатации в годы войны. Та< мечалось, что за первый год войны шестерни ват воротного устройства ГТЗА «Парсонс» эсминца «Стю собный- износились на 60 — 70%.

зовались, недостаток радиуса действия особенно не ощущался.

Причин, приведших к двукратному увеличению расхода топлива по сравнению с показанным на заводских испытаниях, довольно много. Основные из них — перегрузка кораблей, увеличение числа действующих котлов в боевых условиях (2 — 3 против 1 на испытаниях), увеличение числа действующих сопел на главных турбинах с целью повышения маневренности, загрязненность котлов, износ и коррозия механизмов, ухудшение теплоизоляции паропроводов, низкое качество сборки главных холодильников и использование мазута с большим количеством примесей.


Предыдущая Следующая
Хостинг от uCoz