Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. На кораблях проекта 61 и большинстве модернизированных единиц устанавливались также неакустические средства обнаружения подводных лодок — принятые на вооружение в 1963— 1964 годах одноканальные станции МИ-110Р и МИ-110К. Станция обнаружения радиационного следа подводной лодки МИ-1 ЮР оказалась сложной в обслуживании и дорогой в производстве (в схемах использовалось золото), а станция обнаружения теплового следа подводной лодки МИ-110К получилась достаточно удачной и в модернизированном виде используется и поныне. ОБЩАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА Рассматривая корабли проекта 61, можно отметить две принципиальные особенности, отличающие их от всех ранее построенных кораблей ВМФ СССР. Первая и самая важная — применение в качестве главной энергетической установки всережимных газовых турбин, а также перспективная схема их компоновки. Именно благодаря этому «поющие фрегаты» навсегда останутся этапными кораблями в мировом военном кораблестроении. Другая особенность — применение специально созданных зенитных ракетных комплексов для целей противовоздушной самообороны. Стоит также упомянуть гармоничность всех тактико-технических элементов корабля, его неплохие мореходные качества, возможность быстрой агрегатной замены главных двигателей, наличие взлетно-посадочной площадки для противолодочного вертолета, большую насыщенность оружием и боезапасом, радиоэлектронным вооружением. На этом перечень положительных характеристик корабля проекта 61 в основном исчерпывается. Конструкторы, ограниченные строгими рамками требований руководства флота, создали неплохой корабль нового типа, но при этом им не удалось избежать и ряда недостатков. Дальность плавания оказалась небольшой, а зенитно-ракетное вооружение имело достаточно низкие характеристи- «Сдержанный» и противолодочный крейсер «Москва» на параде в Севастополе, июль 1991 г. ки для 60-х годов, не обеспечивая отражение групповых налетов авиации. Эффективность противолодочного оружия была снижена из-за наличия малоэффективных гидроакустических станций. Возможность базирования корабельного вертолета при штормовых условиях из-за отсутствия вертолетного ангара также представлялась спорной. Кроме того, моряки нередко давали негативную оценку 61-му проекту из-за повышенной шум-ности и отвратительных бытовых условий для экипажа. На корабле такого ранга впервые были применены и пожароопасные алюмини-ево-магниевые сплавы, погреба боезапаса размещались впервые выше ватерлинии и могли быть лишь частично затоплены через систему орошения. Взры-во- и пожароопасные помещения вплотную соседствовали друг с другом, а противопожарная и противовзрывная защита отличалась примитивным исполнением. Для аварийного выхода личного состава не имелось достаточно широких иллюминаторов, да и размещение основных и запасных пунктов командования и управления было, если можно так выразиться, вынужденно нерациональным. |