Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Закат диаграммы статической остойчивости при стандартном водоизмещении колебался в пределах 63" — 65". Начальная поперечная метацентрическая высота при стандартном водоизмещении не превышала 0,8 — 0,9 м, при нормальном — 1,27 м, при полном — 1,57 м. Диаметр циркуляции не превышал 7,5 длины корабля при угле крена до 13°. Предельно допустимая скорость ветра (на высоте 6 м при крене 25") составляла 48 м/с при нормальном и 34 м/с — при стандартном водоизмещении. Непотопляемость корабля обеспечивалась при затоплении любых трех смежных отсеков (загрузка в пределах от нормального до полного водоизмещения). Установившийся при этом аварийный статический крен не должен был превышать 12°, а высота надводного борта составлять не менее 0,6 м. В противном случае СКР мог опрокинуться. Численность экипажа не была постоянной. Так, штат 1962 года для корабля проекта 61 насчитывал 266 человек: 22 офицера, 18 мичманов и главстаршин, 226 старшин и матросов срочной службы. С 1974 года офицерский штат возрос до 25 офицеров и на «Проворном» (проект 61Э) составлял 296 человек (40 мичманов, 231 «нижних чинов»). На модернизированных БРК проекта 61М по штату полагалось 29 офицеров, 42 мичмана и 249 матросов -всего 320 человек. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА Корабли проекта 61 стали первыми в мире достаточно крупными боевыми единицами со всережимной газотурбинной установкой (ГТУ). ГТУ была двухвальной, с четырьмя газотурбинными двигателями типа М8Е мощностью по 18 000 л.с. каждый. Два таких ГТД передавали мощность на гребной винт через общий редуктор и составляли газотурбозубчатый агрегат М-3. Кроме суммирования мощности двух ГТД, редуктор обеспечивал реверс гребного винта, а также подключение и отключение любого ГТД с помощью специальных кулачково-фрикционных и гидравлических муфт. Это конструктивное решение позволило резко повысить экономичность ГТУ на малых ходах за счет отключения любых 2 — 3 двигателей. Общая мощность энергетической установки — 72 000 л.с. Механическая установка размещалась автономными эшелонами в двух отсеках, в носовом и кормовом машинных отделениях. Носовой работал на правый гребной винт, кормовой — на левый. Кроме ГТЗА в каждом машинном отделении размещались по два газотурбогенератора 4 «Морская коллекция» № 1'99 ГТУ-6, а в отсеках между отделениями — вспомогательные механизмы (котлы, испарители, успокоители качки). ГТУ-6 имели мощность 600 кВт и выпускались на заводе «Экономайзер» (ныне — «Пролетарский завод»). Выпуск агрегатов М-3 был освоен на Южном турбинном заводе в Николаеве, что после распада СССР и отделения Украины привело к быстрому списанию большинства газотурбинных кораблей (из-за невозможности замены турбин после износа). |