Граница - это не просто красная линия на карте. Граница - это пот и кровь парней в зеленых фуражках. Время пуска турбин из холодного состояния до оборотов холостого хода не превышало трех минут. Пятиминутный предварительный прогрев позволял в течение еще пяти минут выйти на полную мощность ГЭУ и развить максимально возможный ход. В экстренном случае за пять минут можно было развить 60% мощности ГЭУ и из холодного состояния. Редуктор обеспечивал возможность реверса с полного переднего хода на полный задний ход и обратно. Удельный расход топлива составлял 260 — 289 г/л.с. в час. Расход топлива при полном ходе составлял 612 кг/милю, а при оперативно-экономическом ходе — 266 кг/милю. Число оборотов гребных валов на полном ходу — 300 об/мин. Газотурбинные генераторы обеспечивали корабль переменным трехфазным током с напряжением 380 В и частотой 50 Гц. Два дизель-генератора по 200 кВт и два вспомогательных паровых котла с рабочим давлением пара 5 кгс/см2 (па-ропроизводительность — 1,5 т/ч) размещались в отделениях вспомогательных механизмов. В машинных отделениях корабля (в отличие от котлотурбинных кораблей) стоял чрезвычайно высокий уровень шума «поющих» турбин, и управлять главной энергетической установкой можно было только из поста дистанционного управления, совмещенного с электростанциями. Контрольные функции по управлению ГЭУ выполнял пост энергетики и живучести. Управление ГЭУ производилось с главного командного поста и с ходового поста, причем оба они находились в корпусе корабля на нижней палубе. Корабли проекта 61 имели по две пары газоотводных труб, размещенных над машинными отделениями. Их форма и размеры выбирались с учетом возможности полной замены газовых турбин и газотурбогенераторов через люки труб. Создание морского ГТЗА М-3 стало крупным достижением отечественной промышленности. Почти в два раза уменьшилась масса ГЭУ (по сравнению с установкой на эсминцах проекта 56). Срок службы каждого двигателя определили в 3000 часов, из которых на 100% мощности отводилось 100 часов, а на 50 — 60% мощности — 2700 часов. Всего же срок службы каждого агрегата при скорости хода в 24 узла гарантировался не менее 5000 часов. Относительно слабой оказалась противопожарная защищенность машинных отделений ввиду их расположения около погребов с боезапасом и низкой термоизоляции переборок. Станция жидкостного пожаротушения могла подать фреон только в одно-два помещения, а затем разряжалась и к повторному применению «Морская коллекция» № 1'99 5 была непригодна. Отсутствовала и система паротушения должной мощности. Имелась однопроводная водяная противопожарная магистраль с отводами воды потребителям, 7 пожарных насосов ЭПжН-16 (производительность 100 м3/ч) или 2 пожарных насоса НЦВ-160/80 (по 160 м3/ч) и 5 насосов НЦВ-100/80 (по 100 м3/ч). Насосы могли включаться автоматически от реле давления, вручную — с места установки насоса и дистанционно — из ПЭЖа (имелась световая сигнализация). Пожарные рожки обеспечивали подачу двух струй воды в помещение и трех струй — в любое место верхней палубы и надстроек. Система паротушения предназначалась лишь для тушения пожара в топливных цистернах. Система жидкостного тушения включала в себя по две станции в машинных отделениях (на верхней палубе), у главных двигателей, в отделениях приводов. Она могла подать 360 г воды на 1 м3 объема помещения в течение 1 минуты при ручном управлении, что было явно недостаточно. |